Китайские CAR и Baidu начнут сдавать беспилотные автомобили в краткосрочную аренду
13.07.2025Для пекинской Car сдача автомобилей в аренду – основной бизнес, автопарк компании насчитывает 160 тысяч автомобилей. Baidu – один из участников рынка технологий беспилотного управления, располагающий Apollo - решением 4-го уровня автономности, считается, что такие автомобили могут перемещаться по известной им части города (с предварительно оцифрованными картами) без водителя. Используется гибридная навигация - LiDAR, камеры, радары, ИИ-планировщик маршрутов. И все же это не 5-й уровень автономности.
За основу нового сервиса взято роботакси Apollo Go, которое сравнительно массово используется в некоторых городах Китая – на этих робомобилях выполнено более 11 млн поездок.
Теперь через мобильное приложение Car Rental можно будет через CAR взять такую машину в аренду на срок от 4 часов до 7 дней. Автомобиль автоматически прибудет в заданную точку. А после использования самостоятельно вернется на парковку. Можно будет менять маршрут, делать остановки в разных пунктах.
У Apollo 4.0 пока что 0 (ноль) ДТП по вине автопилота.
Из ожидаемых минусов:
- ограниченная зона использования такого авто;
- требование использовать только заднее сидение автомобиля (не более 3 человек одновременно);
- возрастное ограничения (с 18 лет);
- возможные проблемы, связанные с погодными условиями - снег или сильный дождь
Из других минусов - "автопилот" занимает много места в багажники, это может создавать проблему для некоторых пассажиров. Роботакси пока не могут занимать парковки у ресторанов и ТЦ. Хотя такого пока не было, есть риски хакерских атак на флоты роботакси. Уже есть случаи, когда вандалы повреждали датчики роботакси.
Окажется ли услуга востребованной?
Зависит от ряда причин, от «географии» (насколько далеко можно будет уехать на такси от точки старта – скорее всего, с годами этот показатель будет расти), от того, будет ли требоваться от арендующего наличие водительских прав. А также, конечно, от стоимости аренды. Впрочем, она не должна быть значительной, хотя бы потому, что эксплуатация робомобиля Apollo Go подразумевает в 7 раз меньше затраты, чем, например, у американской Waymo. Заявляется, что на первом этапе она будет такой же, как и цена аренды обычного автомобиля.
Опросы показывают, что молодежь позитивно относится к роботакси и кратскосрочной аренде, намного более 50% опрошенных готовы пробовать их использовать. Как ожидается, к 2026 году доля беспилотных авто в общем парке CAR может достичь 15%.
В Китае роботакси уже катаются в Пекине, Шэньчжэне и в Гуанчжоу, но планируется расширить их использование на 65 городов страны, возможно в этом или в 2026 году. Страховка включена в тариф.
Китайским таксистам в очередной раз стоит задуматься о смене профессии, например, на оператора диспетчерского центра. В сложных случаях робомобили еще нуждаются во дистанционном вмешательстве оператора-человека.
- -