Клавесин-1Р
Клавесин-1Р -- Каталог подводных военных роботизированных аппаратов
telegram -
Необитаемый подводный аппарат с поддержкой автономности (АНПА).
Глубоководный многоцелевой комплекс, оснащенный современными средствами автономной и гидроакустической навигации и связи, реконфигурируемой системой управления, целевой аппаратурой для выполнения обзорно-поисковых и обследовательских работ на глубинах до 6000м, съемки и картографирования морского дна, инспекции инженерных инфраструктур, кабельных линий связи и других коммуникаций.
Роботизированный комплекс, предназначенный для обзорно-поисковых работ. Аппарат может выполнять миссию в режиме программного управления, допустима также коррекция программы с борта судна по гидроакустическому каналу.
Существует также разработка "Клавесин-2Р-ПМ".
Внешний вид
источник фото:
источник фото:
макет, стенд Рособоронэкспорта на МВМС-2023
Разработчик
ИМПТ ДВО РАН. Институтом также выпущена ограниченная серия этого АНПА, которые на 2019.09 эксплуатируются соединениями ВМС РФ.
Краткие данные
- масса - 2500 кг
- длина - 5.8 м
- диаметр - 0.9 м
- рабочие глубины - до 6000 м
- дальность хода - до 300 км
- скорость - до 1.5 м/c, 2.9 узлов (до 5.3 км/ч)
- обзорная гидролокационная съемка с полосой обзора 800 м и 200 м с помощью низкочастотного (НЧ) и высокочастотного (ВЧ) гидролокаторов бокового обзора (ГБО);
- поиск и обследование донных точечных и протяженных объектов;
- акустическое зондирование грунта;
- батиметрические измерения;
- видеосъемка морского дна.
- гидролокаторы бокового обзора
- электромагнитный искатель
- цифровая видеосистема
- акустический профилограф
- датчики температуры и электропроводности
- магнитометр
- питание - аккумуляторная батарея
Статус
Комплекс на базе этого НПА по состоянию на 2016 год уже несколько лет стоит на вооружении ВМФ, используется в исследовательских и разведывательных целях.
2013-2015 Использовался для обследования акваторий залива Петра Великого
2009 Использовался для поисков потерпевшего катастрофу 6 ноября 2009 года Ту-143М. За несколько дней "Клавеси" провел сканирование и фотографирование около 1 млн кв.м дна Татарского залива на Дальнем Востоке. Это позволило найти все фрагменты Ту-143М и черные ящики.
2009 Использовался при поиске затонувшего радиоизотопного источника в Охотском море. На основе аппарата создана опытная партия из трех действующих аппаратов, которые приняты на вооружение ВМС РФ. Разработана техническая документация для организации серийного выпуска АНПА в интересах различных ведомств и отраслей.
2007 Прошла опытная эксплуатация на континентальном шельфе в Арктике
2005-2006 Прошел экспериментальные испытания в Японском море и Курильско-Камчатском глубоководном желобе
Новости
2023.06.27 Экспортную версию АНПА Клавесин-1РЭ показал Рособоронэкспорт (Ростех) на МВМС-2023 в Кронштадте. В Рособоронэкспорте уверены, что этот автономный необитаемый подводный аппарат Клавесин-1РЭ будет востребован не только в РФ, но и иностранными партнерами. Заявляемые возможности - выполнение обзорно-поисковых операций, обследования донных объектов на глубинах от 5 м до 6000 м при работе в автономном режиме, а также в режиме коррекции по гидроакустическому каналу связи с борта судна-носителя.
АНПА позволяет проводить обзорно-поисковую съемку дна с помощью гидролокатора, выделять объекты для детального обследования на борту судна-носителя. Можно обследовать объекты с помощью гидролокационных, телевизионных и электромагнитных средств, а также автоматически обследовать протяженные объекты с помощью телевизионного и электромагнитного искателей.
Возможности АНПА позволят проводить акустическое профилирование грунта, измерять параметры среды во всем диапазоне рабочих глубин погружения и скоростей движения.
Комплекс может работать при волнении моря до 3 баллов, при температурах воды от -4 до +35 градусов Цельсия.
Спускать АНПА на воду и поднимать на борт можно при ветре до 15 м/с. Хранение и транспортировка допустимы при температурах в диапазоне от -50 до +70.
Поставка аппарата возможна как в виде готового изделия, так и рамках проведения совместных работ в интересах ВМС партнеров.
2018.02.25 Утверждается, что Клавесин в режиме опытной эксплуатации задействовали в Сирии. Удивительный факт, роботу уже около 10 лет, а его все испытывают. Сколько еще пройдет времени до его серийного производства? /
2009.11 Клавесин применяли для поисков потерпевшего катастрофу авиалайнера Ту-134М. За несколько дней подводный беспилотник обследовал порядка 1 млн кв. км дна Татарского залива, что позволило в дальнейшем отыскать черные ящики и фрагменты самолета. /