Управление воздушным пространством | Системы контроля и диспетчеризации трафика беспилотников
Системы контроля и диспетчеризации трафика беспилотников
Потребность во внедрении систем контроля и диспетчеризации трафика беспилотников растет с каждым днем и с каждой новой сотней тысяч произведенных беспилотников. Это обещает операторам сетей LTE новые доходы.
Традиционные подходы к диспетчеризации движения обитаемых бортов при переходе к обработке бисполотного трафика не дают возможности справиться с одновременным мониторингом и управлением беспилотных аппаратов. Особенно, когда число одновременно находящихся в воздухе устройств, пойдет на десятки тысяч. Поэтому не приходится удивляться, что различные компании ведут разработки систем типа ATM - air traffic management или UTM - UAV traffic management. Целый ряд таких разработок опирается на сети LTE, которые после небольшой доработки (или без нее) можно использовать для позиционирования и обмена данными с БЛА, находящимися в воздухе.
Это сулит операторам новые потоки доходов, и они должны "держать руку на пульсе" соответствующих разработок. Не случайно, свои решения уже предлагают традиционные вендоры оборудования для создания сетей сотовой связи типа Nokia. Также можно отметить активность американских операторов AT&T и Verizon Wireless, которые уже экспериментируют с такими системами, как, впрочем, и с беспилотниками. Российской большой четверке стоит также задуматься над темой. Пусть и с классическим отставанием в несколько лет, беспилотные технологии все же дойдут и до наших широт и тогда можно будет заработать на этой теме.
Россия
Аэроскрипт
Платформа Небосвод, Аэроскрипт
2022.11.15 В Сколково испытали платформу Небосвод. Научно-исследовательский центр "Аэроскрипт" показал работу платформы "Небосвод" для организации полетов БАС. Целью тестов было отработать механизмы автоматизации взаимодействия внешних пилотов и разрешающих полет организаций в выделенном воздушном пространстве.
В ходе тестирования НИЦ "Аэроскрипт" обеспечивал имитацию воздушной обстановки, включая смоделированные полеты участвующих в демонстрации компаний, а также показывал перспективные сценарии применения БВС, в том числе в условиях города.
Платформа "Небосвод" визуализует зоны ограничений для беспилотников, полеты над которыми не рекомендованы и рискованны.
В испытаниях принимали участие такие компании как ЦУГАМ, НРТБ, Авиателекоминвест, ЮВЛ Роботикс и Азимут. БВС участников были оснащены трекерами LTE разработки Аэроскрипт. Благодаря этим компактным ответчикам (транспондерам АЗН-В), платформа Небосвод получала данные для отображения позиций БВС.
В 2022 году Аэроскрипт разработал концепцию новой аэромобильности России RuAM, которая ориентирована на организацию безопасного воздушного движения беспилотной авиации в городских агломерации и между ними. / RoboTrends
Центр компетенций НТИ "Геоданные и геоинформационные технологии МИИГАиК"
2023.09.29
Израиль
High Lander, Израиль
Бразильская Speedbird Aero и израильская High Lander заключили партнерское соглашение, направленное на развитие систем управления беспилотной логистикой. High Lander Universal UTM призвана автоматизировать трафик БЛА и обезопасить от дронов пилотируемую авиацию. / RoboTrends
Италия
Leonardo, Италия
Leonardo, один из крупнейших итальянских машиностроительных холдингов, анонсировал систему контроля и диспетчеризации воздушного трафика (air traffic management, ATM) для гражданских беспилотников, летающих на высоте свыше 150 метров. Система функционирует в том числе и за пределами прямой видимости оператора (beyond visual line of sight, BVLOS). Система Leonardo работает с беспилотниками, оснащенными технологией самоидентификации и позиционирования, а также средствами связи, передающими информацию о расположении дрона и статусе его навесного оборудования. Масштабируемая облачная платформа взаимодействует с операторами и дронами через сеть LTE. Система позволит формировать публичный реестр аппаратов, она включает сеть безопасности, алгоритмы планирования маршрутов и миссий. Кроме того, система поможет создать сервис управления непредвиденными обстоятельствами. Спецы из Leonardo также разработали симуляционную среду, позволяющую обмениваться информацией с беспилотными авиационными системами (remotely-piloted aircraft systems, RPAS), объединяя их данные в единую систему.
2017.03.15 Leonardo представил технологию диспетчирования гражданских беспилотников.
Объединенные Арабские Эмираты
Nokia UTM
Разработчик системы UTM (UAV Traffic Management), , основанной на использовании сетей связи LTE и предназначенной для управления трафиком беспилотников в воздушном пространстве города. ПО включает автоматическое рассмотрение заявок и выдачу разрешений на вылет, поддержание зон запрещенных для полетов. Система способна обеспечивать управление беспилотниками за пределами прямой видимости оператора.
2017. Планируется развертывание системы Nokia UTM в Дубае, ОАЭ в 2017 году.
2016.02.04 Nokia показывает, как контролировать БЛА в "умном городе".
Сингапур
TM-UAS, Наньянский технологический университет, Сингапур
Система опирается на такие технологические составляющие как геофенсинг, выделенные воздушные маршруты и наземные диспетчерские станции, отслеживающие аппараты в воздухе. В NTU уже продемонстрировали алгоритмы, позволяющие дронам летать в составе больших групп, сопровождать другие беспилотники, выполнять различные логистические операции. Координационные модули (вероятно на первом этапе это будут диспетчерские, где станут работать люди) позаботятся о поддержании в системе порядка. Разработчики пока что ведут испытания системы в компьютерных симуляциях, задача которых - выявить наиболее безопасные и эффективные маршруты, высоты и аварийные маневры. Стадия концептов и симуляций в рамках четырехлетнего проекта раскрутится к концу 2017 года, испытания новых БЛА назначены на 2018 год.
США
В США темой интересуются в Amazon, DARPA, NASA и других компаниях и организациях.
2023.01 В США разрабатывают новую бортовую систему предотвращения столкновений в воздухе ACAS sXu для летающих беспилотников. Проблема предотвращения столкновений в воздухе всегда была актуальной, но превращение беспилотной авиации в массовое явление, подняла актуальность решения этой проблемы на еще более высокий уровень. Есть несколько векторов решения, в частности, в США рабочая группа MITRA и ее партнеры создали и испытали новую бортовую систему предотвращения столкновений. За что получили престижную награду. Подробнее - на RoboTrends.ru.
2019.05.01 Grand Sky Business and Aviation Park и Harris Corp. объединили усилия для создания первого в истории США и самой большого воздушного пространства для использования его для полетов беспилотных воздушных судов (БВС) в режиме "за пределами прямой видимости" (BVLOS) и проведения исследования систем UAS Traffic Management (UTM - управления трафиком беспилотных воздушных судов).
2016.10.10 "Воздушный невод", разрабатываемый по заказу DARPA, будет мониторить беспилотники в городах США. В США DARPA заказала разработку системы "Воздушный невод" (Aerial Dragnet), которая должна позволить мониторить малые беспилотники в воздушном пространстве над городами. Первоначально система поможет защитить военных США, проводящих силовые операции за пределами государства в городских условиях. В дальнейшем систему планируется использовать и в интересах силовых структур на территории США. Тему активно изучают и в других странах, проблема в том, что использование для этого существующих систем контроля за воздушным движением затруднено, как из-за небольшого размера большинства БЛА, так и из-за ожидаемого быстрого роста числа БЛА на фоне недостаточной степени автоматизации традиционных систем.
Aerial Dragnet (Воздушный невод), США
Концепт системы Aerial Dragnet
Проект Aerial Dragnet (Воздушный невод), запущенный DARPA, ставит своей целью создание возможности отображения всей активности малых дронов в городской среде. Менеджеры программы Aerial Dragnet разрабатывают систему, которая позволит военным непрерывно наблюдать за летающими беспилотниками в условиях города.
В результате исследований должна получиться система, которая будет отображать положение всех летающих БЛА, совмещая данные, получаемые в режиме реального времени, с картой города, как это сейчас делается для пилотируемых самолетов. Для этого система должна научиться идентифицировать и отслеживать перемещения низколетящих беспилотных систем, что достаточно непросто в городских условиях. Aerial Dragnet первоначально будет задействована для защиты военных формирований, действующих в городских условиях в операциях за границами США. Однако, как это часто бывает с разработками выполненными по заказу DARPA, систему можно будет применять также для защиты гражданских лиц в городах США от возможного использования беспилотников в террористических целях.
2016.10.10 "Воздушный невод", разрабатываемй по заказу DARPA, будет мониторить беспилотники в городах США.
AT&T Wireless, США
Как говорится в статье
2016.05.09 Как построить IoD - интернет беспилотников?
Verizon Wireless, США
Verizon Wireless,
+ +
Смотрите связанные статьи Robo-педии:
Публикации по теме:
- 21.04.2023 Speedbird.Aero и High Lander ускорят и обезопасят воздушную логистику
- 08.01.2023 В США разрабатывают новую систему предотвращения столкновений в воздухе ACAS sXu
- 15.11.2022 В Сколково испытали платформу Небосвод
- 25.03.2022 Систему управления движением летающих беспилотников в городе показала компания Азимут
- 01.05.2019 Беспилотники: В США создали первый BVLOS супер коридор
- 10.03.2019 AirborneRF - платформа для БЛА BVLOS
- 15.03.2017 Leonardo представил технологию диспетчирования гражданских беспилотников
- 02.01.2017 В Сингапуре разрабатывают систему регулирования трафика БЛА
- 10.10.2016 "Воздушний невод", разрабатываемый по заказу DARPA, будет мониторить беспилотники в городах США
- 09.05.2016 Как построить IoD - интернет беспилотников?
- 04.02.2016 Nokia показывает как контролировать беспилотники в "умном городе"