Социальные роботы приходят в ритейл
30.01.2016Владельцы ритейловых сетей и отдельных торговых точек активно ищут способы применения роботов - не только в целях экономии на издержках, связанных с оплатой труда, но и для создания уникального опыта для покупателей. Новизна - одно из направлений конкуренции в том числе и с онлайн-шоппингом. В Японии роботы Pepper будут консультировать покупателей в одном из розничных магазинов оператора сотовой связи SoftBank.
Пока что роботы-продавцы зачастую способны на немногое, например, указать покупателю, где именно находится та или иная вещь на полках магазина. Помощники продавцов и консультанты, например, на платформе Pepper, способны порекомендовать клиенту куртку или платье. Робот готов помочь клиентам получить любую информацию не выходя из магазина. В сфере торговли едой, роботы отвечают на вопросы о происхождении и составе того или иного продукта.
Робот OSHbot, разработка компаний Lowe's Innowation Labs и Fellow Robots, помогает находить товары в магазинах. Достаточно спросить робота о местонахождении того или иного продукта или показать образец и OSHbot предложит последовать за ним к месту расположения товара.
Оператор сотовой связи Билайн задействовал в маркетинговых целях робота-промобота Alantim, разработанного в Перми. Брендированный в цвета оператора робот периодически появляется в розничных салонах компании в Москве.
Кроме использования роботов-промоутеров и роботов-информеров, есть и другие попытки роботизации в торговле.
Робот Талли (Tally), Simbe Robotics, США, готов заняться учетом запасов и инвентаризацией в розничных торговых сетях. В том случае, если машина обнаружит дефицит определенного товара на полках или нужный продукт окажется не в том месте, она оповестит персонал магазина.
Высокие технологии коснутся и примерочных. Nordstrom и Intel испытывают сканер, который поможет создать 3-D модель ступни клиента. В магазинах Levi появятся кнопки, позволяющие заказать куртку другого цвета или размера. В США эти новшества станут трендом еще до конца этого года.
В России роботизация торговли затронула, например, аптеки. Еще в 2006 году сеть “Самсон-Фарма” впервые установила немецкого робота
Нет сомнений в том, что роботизация магазинов - это тренд, который будет постепенно менять привычный нам образ розничной торговли. Вряд ли всем продавцам уже стоит беспокоиться об увольнении, но в целом, курс на сокращение “живого” персонала, безусловно коснется розничной торговли. Покупатели от этого, возможно, только выиграют.