Несет ли робототехника угрозу правам и чувствам верующих?
03.07.2017Необычную для RoboTrends тему - роботы и религия, поднимает в своей статье-колонке Никита Куликов, учредитель АНО #ПравоРоботов.
+
Как говорится в Википедии, термин «робот» был придуман чешским писателем Карелом Чапеком и его братом Йозефом. Впервые термин был использован в 1920 году. В то время речь шла об автоматическом устройстве, созданном по принципу живого организма, которое предназначалось для осуществления производственных и других операций.
Устройство должно было действовать по заранее заложенной программе и получать информацию о внешнем мире с помощью датчиков (аналогов органов чувств живых организмов). Иными словами, первоначально «робот» - это машина, которая самостоятельно осуществляет производственные и иные операции, обычно выполняемые человеком. При этом робот может выполнять команды оператора или действовать автономно.
То, что описывалось как «автоматические механизированные инструменты» давно вошло в привычный обиход и играет далеко не последнюю роль в нашей жизни. Тостер, поджаривающий хлеб, электрочайник или пылесос очевидным образом избавляют нас от множества бытовых проблем и делают жизнь намного удобнее.
Но в нынешних реалиях, с учетом стремительного развития технологических и экономических процессов, понятие «робот» начинает меняться. Происходит сращивание термина «робот» с термином ИИ (искусственный интеллект). Мы больше не разделяем эти два понятия, т. к. робот без ИИ – это, фактически, просто инструмент.
В течение текущего десятилетия искусственный интеллект развивается с бешеной скоростью. Сегодня компьютеры могут управлять самолетами, интерпретировать рентгеновские снимки, ставить диагнозы и даже самостоятельно назначать лечение для больных раком на основе анализа Big Data (IBM WATSON - суперкомпьютер фирмы IBM, оснащенный вопросно-ответной системой искусственного интеллекта). Также роботы постепенно учатся создавать художественные шедевры и сочинять музыку.
Некоторые эксперты обеспокоены будущим, в котором машины могут стать полностью разумными, рациональными существами с эмоциями, сознанием и самосознанием.
«Разработка сильного искусственного интеллекта будет означать конец человеческой расы, - утверждает Стивен Хокинг. - Как только человечество разработает искусственный интеллект, он разовьется сам и начнет перестраивать себя со все возрастающей скоростью. А люди, ограниченные медленной биологической эволюцией, не смогут с ним конкурировать и будут вытеснены».
Более 8000 человек, в том числе Хокинг, Ноам Хомски и Илон Маск подписали открытое письмо-предупреждение против возможных «подводных камней», связанных с развитием искусственного интеллекта.
В то время, как большинство богословов не уделяет должного внимания ИИ, некоторые теологи убеждены, что автономное развитие искусственного интеллекта затронет и фундаментальные вопросы христианства, а также иных религий.
Галилео Галилей лихо бросил вызов традиционным христианским интерпретациям библейских отрывков о том, что Земля является центром Вселенной. Чарльз Дарвин в 1800-годах популяризировал теорию естественного отбора, тем самым полностью перечеркнув традиционные христианские представления о происхождении жизни. Многие крупные научные достижение имели существенные религиозные последствия. Не исключено, что ИИ может стать самой большой угрозой для теологии в истории человечества.
Уже сейчас роботы становятся слишком похожими на людей. Человек пытается конструировать машины по образу и подобию своему, как Бог когда-то, возможно, сотворил его самого. Разумные, созданные человеком и зависимые от него роботы вполне могут смотреть на своего создателя, как на Божество и поклоняться ему.
Для того, чтобы полностью понять влияние религии на отношение к робототехнике, мы должны вспомнить, что религиозные учения придерживаются доктрины, согласно которой только Бог может дать жизнь. Только Бог есть в начале, и все живые существа являются его творением. Таким образом, любой человек, который вдыхает жизнь в неодушевленный предмет, берет на себя роль Бога, и становится ложным кумиром. Поэтому христианские фундаменталисты испытывают чувство отвращения к роботам, наделенным ИИ: Бог создал людей, а эти люди начали создавать роботов.
Можно взглянуть на проблему и под иными углами. Кто предскажет, как искусственный интеллект и роботы повлияют на религиозные взгляды человечества? Если мы создадим существа по образу своему, какие отношения будут у них с нами и с Богом? Действительно ли они будут духовными существами? С антропологической точки зрения стоит задуматься о том, как религиозные общины будут реагировать на существа с ИИ. Какой будет реакция, когда робот захочет зайти в церковь? Будут ли там рады роботам? Это может казаться надуманным, но некоторые направления религии уже рассматривают варианты транс-гуманистического будущего.
Недавно Associated Press сообщило о разработке робота, придуманного иранским конструктором для обучения детей правилам молитвы. Робот-гуманоид, названный Veldan (что означает “Youth of Heaven»), был разработан с использованием набора Robotis Biolid южнокорейской фирмы Robotis.
«Когда вы видите реакцию на лицах детей, вы понимаете, насколько им интересно видеть, как наука о робототехнике была замечательно использована для религиозной цели. Я уверен, что Veldan будет очень эффективен в обучении молитвам», - говорит конструктор.
Включение роботов в христианское сообщество потребует, вероятно, пересмотра некоторых учений и ритуалов. По католическим и протестантским традициям грешники участвуют в искупительных действиях Христа через ритуал хлеба и вина, которые символизируют тело и кровь Сына божьего. Роботы не смогут участвовать в ритуале, пока не научатся есть и пить. Это станет проблемой для католических, епископальных, пресвитерианских церквей, а также для некоторых других религий. В религиях, в которых делается акцент на слушание Слова, а не на ритуал общения, особых проблем возникнуть не должно.
Вероятно, когда-нибудь религиозные сообщества станут формировать моральные ценности помощью роботов, запрограммированных с помощью доктринального и этического программного обеспечения. Таким образом машины, в дополнение к своим основным функциям, смогут участвовать в миссионерской деятельности.
Имея возможность общаться с другими роботами, а также с людьми, роботы, скорее всего, будут оценивать то, что слышат, по критерию - является ли это с их точки зрения правдой или неправдой. Вопрос, к чему это приведет?
Наконец, религиозным учреждениям придется столкнуться с вопросом - что делать, когда робот, являющийся членом группы верующих, устареет? Должны ли роботы быть запрограммированы на прекращение собственной жизнедеятельности? Не будет ли это самоубийством? Или печальная обязанность по выключению будет переложена на плечи их владельцев? И не будет ли это трактоваться, как убийство? Кстати, не исключено, что некоторые из владельцев не пожелают и не смогут отключить своих «питомцев».
Вероятно, в религиозной общине возникнет значительная оппозиция отключению устаревающих роботов из числа тех, кто будет использовать роботов в качестве учителей для своих детей, в качестве супругов или друзей. Возможно, выйдет новый закон, согласно которому устаревшие роботы будут помещены в поддерживаемые сообществом подобия домов престарелых. Конечно, есть проблема в том, что роботы при должном уходе могут существовать значительно дольше человека, практически вечно. Было бы непрактично обеспечивать их ресурсами для жизнедеятельности неограниченный по времени срок. Вместо этого я бы предположил, что прекращение жизни робота должно было бы быть собственным выбором робота. Данный вопрос в таком случае будет аналогичен добровольной эвтаназии или же даже самоубийству.
В дополнение к вышесказанному невольно возникает вопрос: как, собственно, отнесется обладающий самосознанием робот к понятию «религия»? Все ли в данном аспекте человеческого существования покажется ему логичным, захочет ли он, если ему будет дано право на собственное мнение, иметь с религией хоть что-то общее? И если нет, то как к этому отнесутся люди, для которых религия занимает не последнее место в жизни? Будут ли роботы причислены к атеистам?
На данный момент вопросов гораздо больше, чем ответов. Но задуматься над возможными ответами стоит уже сегодня.
+ +
От редакции RoboTrends.ru.
Пока разработки высокоуровнего ИИ еще находятся на самой ранней стадии, различные конфессии уже пробуют приобщиться к роботизации. Можно вспомнить, например, о роботе-монахе в китайском буддистском храме.
Или о роботе-проповеднике BlessU-2
Нет сомнений, что и православной церкви придется сформировать какую-то стратегию в отношении использования роботов и взаимодействия с ними. Пока что мы знаем только, что глава РПЦ, патриарх Кирилл негативно отозвался об идее использования роботов для обучения детей, а также
+ +