Смогут ли роботы однажды заменить политиков?
29.03.2016Что, если бы у людей однажды появилась возможность голосовать за политика, которому они бы полностью доверяли, у которого не было бы скрытых планов и который действительно мог бы учесть взгляды и интересы каждого человека? Таким политиком мог бы стать робот.
Согласно
Один из возможных вариантов - внедрение систем ИИ, изолированных от влияния на них “особо приближенных”. Основой для принятия решений послужили бы научные методы и рациональный подход, а не частные интересы малых групп людей, обладающих сегодня наиболее высоким влиянием. Конечно, система столкнулась бы с проблемами, например, как быть с вопросами, вокруг которых общество поляризуется: климатические изменения, однополые браки, психиатрия? Политические решения должны учитывать мнения людей, но выбор системы может противоречить интересам многих.
Тем не менее, внедрение ИИ обещает ряд позитивных изменений. В ряде областей, где раньше на получение ответа требовались годы, современные технологии позволяют получить его за доли секунды. ИИ мог бы объективно оценивать инфраструктурные проекты, моделировать будущие транспортные потоки. Есть и проблемы - не все социальные и этические вопросы можно решить математическими методами. Это, например, касается вопросов веры, и другого, что имеет для людей нематериальную ценность.
Суперкомпьютер с легкостью рассчитает число пользователей нового транспортного кольца, на что произойдет, когда он столкнется с моральной дилеммой - например, вопросом легализации эвтаназии. Схожие проблемы возникают уже сейчас, в ближайшие годы можно будет создать роботизированный автомобиль, который будет вынужден брать на себя принятия ответственных и при этом спорных решений. Автопилот получит возможность выбирать, кого обречь на смерть - пассажиров или пешехода, мужчину или беременную женщину, группу нарушителей - или невиновного человека. Потребуется немало времени и исследований, чтобы создать для компьютеров набор этических стандартов.
В ближайшие годы роботы войдут практически в каждую область жизни человека. Они обеспечат уход за престарелыми, помогут людям с ограниченной подвижностью, займут значительную долю вакансий, в том числе вероятно, начнут оказывать секс-услуги. Так почему бы не использовать их для регуляции общественной жизни, распространения на всё общество тщательно разработанных норм этики и единую правовую систему, которая не будет подвержена коррупции и конъюнктурным соображениям?
Остается проблема человеческого фактора. Если в будущем системы будут решать сложные экзистенциальные вопросы, а от решений ИИ будет зависить человеческая жизнь, кому-то потребуется создать для роботов соответствующие морально-этические стандарты. Кто возьмет на себя ответственность за их разработку? Пойдет ли речь о совещательной демократии, где люди будут принимать участие в огромном количестве опросов, или речь пойдет об относительно свободном рынке с минимальной долей ограничений? Как обеспечить уверенность в том, что у какой-то корпорации или партии не окажется “бэкдора” в систему ИИ, или что кто-то не возьмется править страной вместо ИИ, выдавая свои решения за решения ИИ? Сегодня эти вопросы чаще разбирают писатели-фантасты, но может статься, что уже в ближайшие годы мы станем свидетелями того, что фантастические на сегодня сценарии начнут воплощаться в жизнь.