Роботы займут места в контрольных башнях аэропортов
24.04.2016В нескольких аэропортах идет тестирование "удаленных башен", разработанных Saab и Thales, которые помогут диспетчерам мониторить ситуацию с использованием камер высокого разрешения и различных сенсоров.
Авиакомпании мира планируют удвоить воздушный флот в ближайшие два десятилетия. Это требуется в связи с постоянным ростом пассажиропотоков. Проблемой при этом является нехватка диспетчеров, которые могли бы проследить за безопасным взлетом и посадкой 44 тысяч бортов.
Нехватка диспетчеров, особенно для небольших аэропортов со сравнительно небольшим трафиком, мешает развитию авиаиндустрии. Возможное решение - использование имеющихся диспетчеров более интенсивно, в частности, в удаленном режиме. Представьте себе стену из гигантских ТВ-экранов - так может выглядеть рабочее место удаленного диспетчера в ближайшем будущем. А видеопотоки на экраны могут поступать из разных аэропортов.
Информацию для теледиспетчера, как ожидается, смогут собирать робитизированные системы. В нескольких аэропортах уже идут испытания "удаленных башен", разработанных в компаниях Saab AB и Thales SA. Технологии позволяют удаленно наблюдать за бортами, выполняющими взлет и посадку даже в условиях низкой облачности или тумана, обнаруживать диких животных или другие помехи на взлетно-посадочных полосах. И, конечно, такое решение позволяет добиться экономии, особенно, когда речь идет о небольших аэропортах.
К 2030 году в мире понадобится еще 40 тысяч диспетчеров для обслуживания новых аэропортов (оценка International Civil Aviation Organization), на сооружение которых, как ожидается, за этот период будет потрачено до $900 млрд (оценка CAPA Centre for Aviation). Существующие учебные заведения не смогут подготовить достаточное число специалистов, поэтому как ожидается, дефицит диспетчеров будет расти. Шведская SaaB и французская Thales собираются заработать на этой ситуации. Компании планируют устанавливать башни, оснащенные камерами и сенсорами, способными мониторить ситуацию во всем пространстве вокруг башни.
Система SaaB напоминает кинотеатр IMAX. Набор больших экранов на стенах дает ощущение вида из окна, но только за этими окнами - удаленный на сотни километров аэропорт. На дисплей диспетчера также поступают данные с радаров и от других систем. Управление производится с большого планшета со стилусом. Диспетчер может управлять зумом камер, чтобы, например, увеличить изображение взлетной полосы. Кроме того, есть различные виды сигнализаций о нештатных ситуациях.
Первая удаленная контрольная башня появилась в шведском аэропорту Ornskoldsvik Airport. В Австралии идет тестирование удаленной контрольной башни Saab в Alice Springs. Диспетчеры, работающие с этой башней, находятся в 1500 км от нее в Аделаиде.
Решение Thales включает также систему ночного зрения, кроме того, его можно использовать в зоне военных действий.
Спрос на удаленные контрольные башни обеспечен, например, в Индии, где из 476 аэропортов только в 75 аэропортах осуществляются регулярные рейсы. Как ожидается, в ближайшие 20 лет воздушный флот Индии должен будет вырасти на 1740 новых бортов. Кто-то должен будет позаботиться о том, чтобы они могли взлетать и садиться. Это создает немалые возможности для решений роботизированных башен.