Больше никаких вертолетов: как дроны меняют кинематограф
21.05.2016Давно миновало время, когда производителям инди-картин приходилось тратить больше половины бюджета даже на не слишком важные несколько секунд, снятых с воздуха. Теперь новые ракурсы доступны каждому - достаточно обзавестись беспилотником с камерой и, желательно, художественным вкусом.
Несмотря на то, что многие студии и отдельные режиссеры начали применять дроны несколько лет назад, ниша по-прежнему остается не полностью занятой - есть спрос и со-стороны зрителей, и со стороны студий, а значит, есть возможность заработать для тех, кто готов предложить студии более-менее профессиональные услуги. Спрос есть не только у киношников, ракурсы с высоты птичьего полета востребованы и авторами музыкальных клипов. Так что современному оператору неплохо уметь управляться не только с камерой и операторским краном, но и с беспилотником.
Конечно, когда мы говорим о кино, речь не идет о банальной съемке с беспилотника, как с мобильного телефона, - что годится в варианте “глаз с неба”, то не подойдет для требовательных режиссеров. Благо современные модели даже сравнительно небольших мультикоптеров, например DJI Inspire 1, позволяют дистанционно изменять настройки камеры (апертуру, выдержку и ISO) в режиме реального времени . В полете можно управлять карданным подвесом, наклоняя камеру или наклонять сам беспилотник - и все это с одного пульта. Разрешение видеосъемки в 4K при 24 кадрах в секунду вполне достаточно для большинства случаев.
На видео представлен ряд примеров того, какие кадры можно получать с использованием БЛА:
Какое влияние появление дронов оказало на кинематограф?
Режиссеры и операторы ищут идеальные кадры. При этом многие инди-разработчики отмечают, что использование БЛА привлекает к съемочной группе излишнее внимание - профессиональные дроны собирают толпу зевак намного большую, нежели операторский кран. Юридические ограничения на съемочные полеты пока действуют лишь в ряде стран, однако кое-где их уже приходится учитывать.
Сколько нужно тренироваться оператору, чтобы преуспеть в пилотировании дрона, задействованного для профессиональных съемок?
Порядка 200 часов. Впрочем, если вам доводилось управлять камерой, размещенной на операторском кране - период обучения окажется еще меньше: алгоритмы управления схожи. С другой стороны, обучение чему угодно, становление настоящим мастером - это практически бесконечный процесс. Даже опытные операторы говорят о том, постепенно движения камеры БЛА становятся все более точными, а получаемые ракурсы все более интересными.
Какие ошибки можно ожидать?
Не стоит переоценивать угрозу, исходящую от вашего БЛА и страховать его на миллионы. Понятно, что начинающий пилот может разбить дрон стоимостью в несколько тысяч долларов (и съемочную аппаратуру) или даже задеть кого-то из “звездного” актерского состава. Но все же обычно беспилотник используется для плавной съемки пейзажей с высоты, так что он вряд ли с кем-то столкнется. Риск разбить девайс, безусловно, ненулевой, поэтому многие советуют вначале поучиться рулить беспилотником налегке, не устанавливая на него съемочную аппаратуру. Страховка тоже не помешает, но будьте реалистами в оценках возможно ущерба. И не снимайте с беспилотника над Красной площадью или рядом с аэропортом - если не хотите неприятностей.
Можно ли сэкономить, используя беспилотник вместо вертолета?
Безусловно. Конечно, расценки на аренду вертолета встречаются разные, но примерно аренда вертолета, камеры и подвеса, а также оплата услуг оператора стоила порядка $3 тысяч за час в воздухе. Купленный за те же деньги беспилотник, при бережном к нему обращении, способен служить годами. К тому же, его можно подвести намного ближе к людям, животным и другим объектам, - при должной сноровке БЛА пролетит между домами или деревьями, словом, сравнение безусловно в пользу БЛА..
О вкусах не спорят, но...
Конечно, у каждого режиссера, может быть своя точка зрения на то, какие кадры нужно делать с воздуха. Очевидно, что с дрона можно снять замечательные панорамы города. Можно следовать за машиной героя над шоссе. Всегда эффектен облет героя (этот эффект совсем недавно можно было получить только, используя рельсы или многокамерную систему). Главное - не перебарщивать - пара эффектных кадров зачастую интереснее, чем длительные облеты местности или использованные не к месту спецэффекты. В ролике ниже представлен подобный подход - кадры с БЛА используются редко, однако находятся “на своих местах”:
В последнее время в “дроностроении” наблюдается еще одна тенденция - беспилотники получают все более качественные камеры. Например, для Inspire 1 недавно появилась новая камера, способная записывать изображение в формате RAW.
Об использовании роботов в кинематографе можно подробнее почитать по ссылке.