Военные беспилотники Украины - эволюция за время конфликта

21.02.2017
Всем известно, что к моменту начала войны в Украине три года тому назад, беспилотная летающая составляющая ВСУ безнадежно устарела. 
 
В войсках еще оставались со времен советского периода военные дроны Ту-143 Рейс в составе комплекса ВР-3. Это турбореактивные старички семидесятых годов, выпускавшиеся в целях ведения тактической разведки целей с передачей ТВ-картинки площадей и отдельных маршрутов. Также аппарат мог собирать данные о радиационной обстановке по маршруту полета. Разрабатывался аппарат уже более полувека тому назад - в 60-е годы. Первый полет - в декабре 1970 года. В щедром на военный бюджет СССР таких машин выпустили почти тысячу. Аппарат перестали производить еще в 1989 году. На каждую отдельную разведывательную часть полагалось по 12 аппаратов и по четыре пусковых установки. "Рейс" находился в полете 13 минут, за это время он облетал заданный программой маршрут со скоростью до 950 км/ч, оставаясь на высотах от 200 до 1000 метров над рельефом местности, возвращаясь в точку приземления. В общем, если в 70-80 годы это была совершенная машина, то в десятые годы XXI века она выглядела анахронизмом. Тем не менее, "Рейсы" до сих пор стоят на вооружение в нашей технологически продвинутой державе и в Беларуси, которая закупила 50 "Рейсов" у Украины в 2009 году. Оставались они и в Украине. В 2014 году аппараты "расчехлили" и даже успели потерять один из них в районе Донецка.  Убедились, что пользы от них немного. 
 
"Рейс" ТУ-143, Википедия
 
Понятно, что ВСУ требовалось перевооружение в том числе и по части БЛА. Этому несколько мешал скромный бюджет, доступный для этих целей. Можно вспомнить, что цена иных военных беспилотников на сегодняшний день может достигать $150 млн. Понятно, что их приобретение даже не обсуждалось. 
 
Современный тренд в среде милитантов - покупать коммерческие БЛА, так называемые хобби-дроны и переиспользовать их в военных целях. Следует отметить, что некоторые террористические организации, названия который в России следует произносить с какими-то дополнительными оговорками, действительно их периодически применяют, то для записи видео, которые затем используют в пропагандистских целях, то в качестве самодельных барражирующих боеприпасов. Если в Сирии это получается делать, то в боях против тех, кто "закупает оснащение в военторгах", любительские системы практически бесполезны - управляющий канал таких дронов легко подавить, они отличаются слишком небольшим временем автономного полета, что ограничивает дальность их применения и повышает риски для операторов. 
 
 
 
В Украине также взялись за собственную разработку военных БЛА. Можно вспомнить, например, PD-1 (People's Drone-1), модульный аппарат самолетного типа с видеокамерой на подвесе, способный оставаться в полете до 6 часов, который разрабатывали на собранные пожертвования в UKRSPECsystems . Оборудованный автопилотом, он не нуждается в управляющем канале и может выполнять задачу даже при подавлении противником сигнала GPS. Аппарат прошел боевое крещение и сейчас состоит на вооружении ВСУ. Страница аппарата на сайте производителя.
 
 
 
Компания UKRSPECsystems также ведет доработку складного мульткоптера PC-1 с рамой из углепластика, оснащенного 8-ю роторами. Этот всепогодный аппарат также может осуществлять автоматический полет по запрограммированному маршруту, собирая необходимую информацию, например, цифровой камерой. Дальность управляюшего канала - порядка 5 км. Страница PC-1 на сайте производителя.   
 
 
 
Примеру UKRSPECsystems последовали и другие разработчики. Аппараты, аналогичные PD-1 собирались из комплектующих, закупленных в интернет-магазинах и нередко передавались сразу в войска мимо всех процедур централизованных закупок и предварительных испытаний. Конечно, речь о небольших тактических беспилотниках, предназначенных для разведывательных целей. 
 
Можно вспомнить, например, об "летающем крыле" "Черный квадрат", волонтерской разработке группы "Авиация Армия SOS", по заявлениям разработчиков, всепогодном и недорогом.  
 
Spectator, КПИ. 
 
Небольшой дрон Spectator, больше похожий на результат творчества кружка авиамоделистов спроектировали в Киевском политехе. Полетное время - до 2 часов, скорость - до 120 км/ч, потолок высоты - до 2000 метров, дальнодействие канала управления - до 30 км.  
 
Можно вспомнить немало моделей того же класса, например, аппарат РАМА от ОКБ АОН, Гайдамака М-49, - за два с небольшим года было разработано более 30 видов беспилотников! Многие из них попали в ВСУ и были испытаны в боевых условиях. 
 

БЛА Фурия. Источник: segodnya.ua   

 
В "Атлон Авиа" разработали БЛА Фурия А1-С, выполненный по схеме "летающее крыло". Первоначально аппарат задумывался, как гражданский, но с момента начала военных действий разработчики переориентировали свою разработку для военного использования. Отзывы о Фурии противоречивы, некоторые источники говорят о том, что практика использования этого аппарата была позитивной, другие критикуют недостаточно защищенный канал связи (хотя определенные меры против глушения и предприняты, а также есть автопилот), ограниченные возможности работы ночью. Частично эти недостатки компенсируются относительно невысокой ценой - не более двух десятков тысяч долларов.  
 
Запуск американского БЛА Raven RQ-11. 
 
Мало эффективной оказалась попытка США помочь Украине с разведывательными БЛА. Поговорка "дареному коню в зубы не смотрят", не сработала в отношении поставленных в ВСУ американских тактических беспилотников Raven RQ-11B. В сентябре 2015 года украинская сторона заключила контракт на поставку 72 таких БЛА. Финансировал поставку оборонный бюджет США. Модель Raven RQ-11 - далеко не новая. Модификация 11А уже снята с производства. Модификация 11B еще есть в армии США, но в варианте DDL - с цифровым каналом управления. Вот только в Украину отгрузили не их, а предшественника - 11B с аналоговым каналом управления. Если в Ираке и Афганистане эти аппараты еще можно было использовать, то против стороны конфликта, получающей средства РЭБ, эти аппараты были вполне бесполезны. В чем в ВСУ быстро смогли убедиться
 
 
Разумеется, не остались в стороне и серьезные разработчики. Не знаю, насколько случайно сходство украинской "Горлицы АН-БК-1" и американского RQ-7 Shadow разработки AAI Corp., да и не так это важно. Но прототип аппарата с фиксированным крылом, который планируется вооружить ракетами воздух-земля, был показан в августе 2016 года а летом 2017 года от разработчика ждут уже испытанный аппарат. В прошлом году разработчиков уже успели покритиковать за высокую уязвимость аппарата от систем РЭБ. Смогут ли в Антонове дотянуть разработку до серийного производства? Кстати, на 2016 год собственного ударного дрона не было и в России, хотя по слухам он тоже, что называется, на подходе.    
 
В НПЦ "Вираж" разрабатывают БЛА самолетного типа М-7В5 и М-7Д "Небесный Патруль", но по ним я видел мало информации. Похоже, речь идет о машинах среднего класса, перевозимых на автомобилях, самолетных дронах, способных пролететь до 1000 км с нагрузкой до 70 кг.
 

Warmate, фото - Bartosz Glowacki, источник: flightglobal.com

 
Свою лепту внесли и поляки, которые предоставили Украине лицензию на производство до 1000 барражирующих ударных беспилотников Warmate. Каждый такой "самолетик" несет на борту боеголовку весом 1.2 кг, может подниматься на 500 м относительно урвоня моря, оставаться в полете до получаса, пролетая до 10 км. И совершать "камикадзе-атаку" на различные цели. Опасная штука. Не знаю, насколько быстро получится наладить лицензионное производство данного устройства в Украине. А может быть все сведется к отверточной сборке изделий из комплектов, произведенных в Польше? Впрочем, это только гипотеза. Аппараты еще не были испытаны в конфликтах, так что здесь также могут обнаружиться какие-то подводные камни, снижающие эффективность их применения. Сейчас аналогичные аппараты активно продают также китайцы (CL-901), а прародителями выступают американские Switchblade. 
 
Есть и аналогичная по назначению украинская разработка - Ятаган-2 "Новой Энергии Украины". Запускаются из трубы, раскрывают крылья и отправляются искать цель для килограммового боезаряда (у Ятагана-3 - 1.5 кг). Время в полете - до 20 минут.  
 
Заметные результаты для неполных трех лет разработок в условиях мягко говоря ограниченных финансовых и прочих ресурсов. Разработки - это, конечно, еще не организация серийного производства, да и в целом современные беспилотники мало эффективны в условиях развитой системы ПВО. Тем не менее, нельзя не отметить, что ситуация для ВСУ по части БЛА уже не выглядит столь трагично, как в момент, когда начинались военные действия. Возможно, когда ситуация нормализуется, Украине сможет заняться экспортом проверенных в деле разработок на рынки Ближнего Востока и Африки, как это делают китайцы. 
 
+ + 
Источник: popularmechanics.com

  Публикации

Последние материалы

Метки
AGV ai BVLOS DARPA DIY DIY (своими руками) DJI Lely pick-and-place RPA VTOL аватары авиация автоматизация автомобили автомобили и роботы автономные аддитивные технологии андроиды анималистичные АНПА антропоморфные Арт архитектура аэромобили аэропорты аэротакси безопасность безработица и роботы беспилотники бионика больницы будущее бытовые роботы вакансии вектор вертолеты видео внедрения роботов внутритрубная диагностика водородные военные военные дроны военные роботы встречи высотные выставки газ Германия глайдеры горнодобыча городское хозяйство господдержка гостиницы готовка еды Греция грузоперевозки группы дронов гуманоидные дайджест Дания доение роботизированное доильные роботы дом домашние роботы доставка доставка беспилотниками доставка и роботы дронизация дронопорты дроны Европа еда железные дороги животноводство жилище захваты земледелие игрушки идеи измерения Израиль ИИ ИИ - вкратце инвентаризация Индия Иннополис инспекция интервью интерфейсы инфоботы Ирак Иран искусственный интеллект испытания исследования история Италия Казахстан как заработать Канада квадрупеды кейсы киборгизация кино Китай коботы коллаборативные роботы колонки коммунальное хозяйство компании компоненты конкурсы конспекты конструкторы концепты кооперативные роботы космос культура курьезы курьеры лабораторные роботы Латвия лесоустройство лизинг линки логистика люди и роботы магазины машинное обучение медицина медицина и роботы металлургия мнения мобильные роботы мойка море морские мусор мусор и роботы навигация надводные наземные военные роботы налоги наука научные роботы необычные нефтегаз нефть Нидерланды Новая Зеландия Норвегия носимые роботы ОАЭ образование образовательная робототехника обучающие роботы общепит общепит и роботы общество Объединенное Королевство октокоптеры онлайн-курсы робототехники опрыскивание офисные охрана и беспилотники охрана и роботы парники патенты персональные роботы пищепром пляжи ПО подводные подводные роботы подземные пожарные пожарные роботы поиск полевые роботы полезные роботы полиция помощники Португалия порты последняя миля потребительские роботы почта право презентации пресс-релизы применение беспилотников применение дронов применение роботов прогнозы проекты производство производство дронов происшествия промышленность промышленные роботы противодействие беспилотникам псевдоспутники работа развлечения и беспилотники развлечения и роботы разработка распознавание речи растениеводство регулирование регулирование дронов регулирование робототехники рекорды рисунки робомех робомобили роботакси роботизация робототехника роботрендз роботренды роботы роботы и автомобили роботы и мусор роботы и обучение роботы и развлечения роботы и строительство роботы телеприсутствия роботы-транспортеры робошум рои рой Россия Руанда сад садоводство сайт RoboTrends.ru сбор урожая сборка заказов сварка связь сделки сельское хозяйство сенсоры сервисные роботы синтез речи склады склады и роботизация соревнования сортировка сотрудничество софт-роботика социальная робототехника социальные социальные роботы спорт спорт и дроны спорт и роботы спутниковая статистика строительство судовождение США такси телеком телеприсутствие теплицы теплосети термины терроризм тесты технологии техносказки торговля транспорт транспортные роботы тренды трубопроводы трубопроводы и роботизация уборка Украина уличные роботы участники рынка фотограмметрия Франция химия хобби-беспилотники ховербайки Хождение цифры частоты чатбот шагающие роботы Швейцария Швеция шоу экзоскелеты эко-дроны экология электроника энергетика этика (робоэтика) Южная Корея юмор Япония

Подписка: RSS, Email, Telegram
  Информация