В Эстонии модифицировали Закон о дорожном движении "под роботов"
28.09.2017Пока что речь не идет о самоуправляемых автомобилях, закон изменили для того, чтобы сделать законным использование в стране транспортных роботов. Представляемый вашему вниманию перевод с эстонского языка, выполнен для Исследовательского центра проблем регулирования робототехники и ИИ (АНО "Робоправо" -
Изменения в Закон о дорожном движении
Внести в Закон о дорожном движении следующие изменения:
1) пункт 15 статьи 2 дополнить после слов «самобалансируемых транспортных средств» следующими словами: «самодвижущихся роботов-курьеров».
[15. Велопешеходная дорожка ‒ отдельная дорога либо элемент дороги, предназначенные для велосипедов, самобалансируемых транспортных средств, самодвижущихся роботов-курьеров и пешеходов и обозначенная соответствующими знаками. * ]
* Здесь и далее – в целях предоставления контекста к переводу внесенных дополнений в квадратных скобках прилагается перевод изменяемых положений или названий статей – АНО «Робоправо».
2) пункт 18 статьи 2 дополнить после слова «пешеходов» следующими словами: «самодвижущиеся роботы-курьеры».
[18. Пешеходная дорожка – обособленная дорога для пешеходов, самодвижущихся роботов-курьеров и самобалансируемых транспортных средств, которая может быть обозначена соответствующими знаками.]
3) пункт 25 статьи 2 дополнить после слова «пешеходов» следующими словами: «самодвижущихся роботов-курьеров».
[25. Тротуар ‒ часть дороги, предназначенная для движения пешеходов, самодвижущихся роботов-курьеров и самобалансируемых транспортных средств либо часть дороги, отделенная от проезжей части или велосипедной дорожки бордюром или иным способом, которая может быть обозначена соответствующими знаками или дорожной разметкой.]
4) пункт 40 статьи 2 дополнить после слова «малолитражного мопеда» следующими словами: «самодвижущегося робота-курьера».
[40. Механическое транспортное средство ‒ транспортное средство, приводимое в движение двигателем, кроме механических средств, предназначенных исключительно для движения маломобильных граждан, электровелосипеда, самобалансируемого транспортного средства, малолитражного мопеда, самодвижущегося робота-курьера, внедорожника, трамвая и средств, чья скорость по заводским настройкам не может превышать шесть километров в час.]
5) пункт 68 статьи 2 дополнить подпунктами следующего содержания:
«68 1) самодвижущийся робот-курьер ‒ устройство с полностью автоматической или дистанционной формой управления, работа которого обеспечивается за счет колес или иного вида шасси, соприкасающегося с землей, и системы датчиков, камер или другого оборудования, которые, предоставляя информацию об окружающей обстановке, позволяют устройству частично или полностью перемещаться в автономном режиме»;
68 2) владелец самодвижущегося робота-курьера ‒ физическое или юридическое лицо, являющееся прямым его владельцем и использующее данное устройство в режиме движения. Владельцем самодвижущегося робота-курьера не признается лицо, которому оказываются услуги с помощью такого робота на основании договора или ином основании и которое не имеет существенного контроля над обслуживанием и управлением такого робота, а также не руководит процессом его движения;
68 3) управление самодвижущимся роботом-курьером ‒ корректировка скорости или траектории движения самодвижущегося робота-курьера физическим лицом с помощью электронных, ручных или других устройств управления. Под термином «управление» также следует понимать установление траектории движения робота и передачу команд, определяющих его остановку и движение относительно других участников движения на период полностью или частично автономного перемещения робота, но только в тех случаях, когда самодвижущийся робот-курьер способен выполнять подобные команды»;
6) пункты 99 и 100 статьи 2 изменить и изложить в следующей редакции:
«99) переход ‒ понятным образом обустроенный и обозначенный надлежащими знаками участок дороги, предназначенный для движения пешеходов через проезжую часть, велосипедную дорожку или трамвайные пути, на котором пешеход не имеет права встречного движения по отношению к автотранспортным средствам, если только не пересекает переход в месте, где на проезжую часть автотранспортные средства поворачивают. На переходе проезжая часть может пересекаться велосипедом, самобалансируемым транспортным средством или самодвижущимся роботом-курьером, но ни один из перечисленных участников движения не имеет права встречного движения по отношению к автотранспортными средствам, если только не пересекает переход в месте, где на проезжую часть автотранспортные средства поворачивают. Велосипеды и самобалансируемые транспортные средства, пересекающие проезжую часть по переходу, не должны подвергать опасности пешеходов, одновременно его пересекающих, в то время как самодвижущийся робот-курьер, пересекающий проезжую часть по переходу, не должен подвергать опасности всех вышеперечисленных участников движения;
100) пешеходный переход ‒ участок дороги, предназначенный для движения пешеходов через проезжую часть, велосипедную дорожку или трамвайные пути, с соответствующими знаками или дорожной разметкой, на котором водитель обязан уступить дорогу пешеходу. Пешеходный переход регулируется светофорами или сотрудниками автоинспекции. В остальных случаях пешеходные переходы называются нерегулируемыми. На пешеходном переходе проезжая часть может пересекаться велосипедом, самобалансируемым транспортным средством или самодвижущимся роботом-курьером, но ни один из перечисленных участников движения не имеет права встречного движения по отношению к автотранспортным средствам, если только не пересекает пешеходный переход в месте, где на проезжую часть автотранспортные средства поворачивают. Велосипеды и самобалансируемые транспортные средства, пересекающие проезжую часть по пешеходному переходу, не должны подвергать опасности пешеходов, одновременно его пересекающих, в то время как самодвижущийся робот-курьер, пересекающий проезжую часть по пешеходному переходу, не должен подвергать опасности всех вышеперечисленных участников движения;»
7) пункты 8 и 9 статьи 7 изменить и изложить в следующей редакции:
[§7. Значение сигналов светофора]
(8) Велосипедный светофор регулирует движение велосипедистов, самобалансируемых транспортных средств, самодвижущихся роботов-курьеров, малолитражных мопедов, а также мопедов, движущихся по предназначенной для них полосе, или по велосипедной дорожке. Светофоры с изображением силуэта пешехода и велосипеда регулируют движение пешеходов, самобалансируемых транспортных средств, самодвижущихся роботов-курьеров и велосипедов. Форма велосипедного светофора, а также расположение и значение его световых сигналов совпадают с аналогичными параметрами светофоров с круглыми сигналами. Сигналы велосипедного светофора имеют силуэт изображения велосипеда или велосипеда и пешехода либо представляют собой секцию с изображением силуэта велосипеда, которая находится рядом со светофором с круглыми сигналами и служит дополнением к нему.
(9) Пешеходный светофор регулирует движение пешеходов, самобалансируемых транспортных средств и самодвижущихся роботов-курьеров. Пешеходный светофор также регулирует движение велосипедов, если на велопешеходной дорожке отсутствует велосипедный светофор. Верхний сигнал светофора с красным силуэтом пешехода запрещает движение через проезжую часть пешеходов, самобалансируемых транспортных средств, самодвижущихся роботов-курьеров, а нижний сигнал с зеленым силуэтом пешехода разрешает движение через проезжую часть пешеходов,
самобалансируемых транспортных средств и самодвижущихся роботов-курьеров. Светофор может издавать прерывистый звуковой сигнал, таким образом сообщая, что горит красный сигнал, и непрерывный звуковой сигнал, когда горит зеленый сигнал.
8) Заголовок статьи 11 изменить и изложить в следующей форме:
§11. Требования к сигнальной одежде повышенной видимости, жилетам безопасности, велосипедным шлемам и светоотражающим приспособлениям на гужевых повозках, велосипедах, самобалансируемых транспортных средствах, самодвижущихся роботах-курьерах, малолитражных мопедах и у пешеходов
9) пункт 2 статьи 11 изложить в следующей редакции:
«(2) Светоотражающие приспособления на гужевых повозках, велосипедах, самобалансируемых транспортных средствах, самодвижущихся роботах-курьерах и малолитражных мопедах должны соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящего Закона или пунктом 73 (11) настоящего Закона»
10) статью 12 дополнить пунктом 21 :
«(21) В целях обеспечения общественного порядка и безопасности участников движения, собственник дороги может налагать временные или постоянные ограничения на использование дороги самодвижующимися роботами-курьерами. Ограничения должны быть доведены до сведения владельцев
самодвижущихся роботов-курьеров в широкодоступной электронной форме, поддающейся электронно-вычислительной обработке».
11) статью 12 дополнить подразделом (6) следующего содержания:
«(6) Лицо, руководящее соответствующим ведомством, уполномочено устанавливать более подробные требования к обеспечению широкой доступности и поддающегося электронно-вычислительной обработке формата ограничений по передвижению самодвижущегося робота-курьера»
12) пункты 6 статьи 15 изменить и изложить в следующей редакции:
«6) Ограничение скорости ‒ 20 километров в час в жилых зонах. При непосредственной близости к пешеходам и самодвижущимся роботам-курьерам, автотранспортным средствам необходимо соблюдать скоростной режим этих участников дорожного движения;»
13) статью 15 дополнить пунктом 121 в следующей редакции:
«(121) Ограничение скорости для самодвижущихся роботов-курьеров ‒ 6 километров в час;»
14) пункт 5 (1) и (2) статьи 17 изменить и изложить в следующей редакции:
[(5) Водители безрельсовых транспортных средств обязаны уступать дорогу:]
«1) на съезде с проезжей части пешеходам, самобалансируемым транспортным средствам, самодвижущимся роботам-курьерам, велосипедам или малолитражным мопедам, если обязанность уступить дорогу не регулируется иначе;
2) пешеходам, велосипедистам, самобалансируемым транспортным средствам, самодвижущимся роботам-курьерам, велосипедам и малолитражным мопедам, пересекающим проезжую часть в месте, где на проезжую часть автотранспортные средства поворачивают, если обязанность уступить дорогу не
регулируется иначе;»
15) пункт (1) статьи 22 изменить и дополнить предложением в следующей редакции:
[§ 22. Положение пешехода на дороге]
«(1) Без должных на то оснований пешеходы не должны препятствовать движению на пешеходном переходе, тротуаре, проезжей части, велосипедной или пешеходной дорожке движению других пешеходов, велосипедистов, самобалансируемых транспортных средств и самодвижущихся роботов-курьеров»
16) Статью 31 дополнить пунктом 10 следующего содержания:
[§ 31. Обязанности управляющих велосипедом, самобалансируемым транспортным средством и мопедами]
"(10) Без должных на то оснований управляющие велосипедом и самобалансируемым транспортным средством не должны препятствовать движению самодвижущегося робота-курьера."
17) название статьи 35 дополнить после слов «управляющих самобалансируемыми транспортными средствами» словами «самодвижущихся роботов-курьеров»;
[§ 35. Обязанности водителей автотранспортных средств по обеспечению безопасности пешеходов, безопасности управляющих самобалансируемыми транспортными средствами, самодвижущихся роботов-курьеров и велосипедистов]
18) пункт (1) статьи 35 дополнить после слов «управляющих самобалансируемыми транспортными средствами» словами «самодвижущихся роботов-курьеров»;
19) пункт (11) статьи 35 изменить и изложить в следующей редакции:
«(11) Если пересечение регулируемого пешеходного перехода осуществляется при завершении поворота, водитель может, в случае, если в попутном направлении движения нет стоп-линии или знака «Стоп-линия», пересечь пешеходный переход, пропустив пешеходов, велосипедистов, управляющих самобалансируемыми транспортными средствами, самодвижущихся роботов-курьеров, пересекающих проезжую часть на разрешающий сигнал светофора»
20) дополнить статью 44 подпунктом 3 к пункту (1) в следующей редакции:
[(1) Желтую сигнальную лампу надлежит установить и включить:]
(3) на самодвижущихся роботах-курьерах в случаях, описанных в пункте 1513 (6) настоящего Закона.
21) статью 92 изменить и дополнить пунктом 21:
«(21) Самодвижущийся робот-курьер может быть перемещен на охраняемую стоянку или полицейский участок:
1) в порядке, предусмотренном пунктами 1), 2), 3), 6), 7) или 8) настоящего раздела;
2) если у него нет идентификационного номера, номера телефона и имени владельца;
3) если телефонный номер владельца самодвижущегося робота-курьера не доступен;
4) если данные о владельце, указанные в самодвижущемся роботе-курьере, не соответствуют данным фактического владельца;
5) если, согласно требованиям части 1 статьи 151 2 настоящего Закона, владелец самодвижущегося робота-курьера не может быть установлен;
22) пункт (5) статьи 92 изменить после слов «местные органы управления», а также изложить в следующей редакции:
«(21) органы полиции уполномочены эвакуировать транспортное средство в соответствии с положениями пункта 21»;
23) пункт (51) статьи 92 изложить в следующей редакции:
«(51) В случаях, описанных в пункте (2) этого раздела, владелец дороги частного пользования имеет право потребовать у полицейских органов или местных властей, а в случаях, описанных в пункте (21), у полицейских органов эвакуировать транспортное средство»
24) Главу 71 изменить и дополнить следующей формулировкой:
[Глава 71. Требования к самодвижущимся роботам-курьерам и правила, регулирующие их движение]
«§ 1511 . Требования к самодвижущимся роботам-курьерам
(1) Устройства, приспособления и оборудование, участвующие в работе самодвижущихся роботов-курьеров, обязаны обеспечить безопасное управление и движение робота на дороге таким образом, чтобы робот не мешал движению, не представлял опасности и не наносил вреда людям, имуществу и окружающей среде.
(2) Размеры самодвижущегося робота-курьера с грузом и без груза не должны подвергать опасности других участников дорожного движения и препятствовать их движению.
(3) Самодвижущийся робот-курьер должен быть оборудован отражателями и световыми сигналами, которые гарантируют его безопасное использование и видимость для других участников дорожного движения в темное время суток или в условиях плохой видимости.
(4) Самодвижущийся робот-курьер должен иметь на себе четко обозначенную информацию, включающую идентификационный номер, имя владельца, номер его телефона.
(5) Требования к техническому состоянию, заводским настройкам скорости, отражателям и световым сигналам, а также максимально разрешенным габаритам самодвижущегося робота-курьера устанавливаются министром соответствующего ведомства.
§ 1512. Общие обязанности владельца самодвижущегося робота-курьера и лица, управляющего самодвижующимся роботом-курьером
(1) Владельцем или лицом, управляющим самодвижущимся роботом-курьером, может быть физическое лицо не моложе 18 лет, являющееся гражданином Эстонии, имеющее вид на жительство или право проживания в Эстонии, либо юридическое лицо, зарегистрированное в Эстонии.
(2) Самодвижущемуся роботу-курьеру запрещается перевозить людей и животных.
(3) Владелец самодвижущегося робота-курьера, а также лицо, управляющее таким образом, обязаны:
- быть осторожным и внимательным в управлении самодвижущимся роботом-курьером, чтобы предотвратить повреждение им других участников дорожного движения,
- выполнять требованиям, предъявляемые к роботам-курьерами и их движению,
- разбираться в законодательстве, регулирующем использование роботов-курьеров.
(4) Владелец самодвижущегося робота-курьера обязан:
1) перед использованием самодвижущегося робота-курьера проверить его исправность, техническое соответствие требованиям законодательства, убедиться, что по техническому состоянию робот готов к безопасному использованию;
2) быть в трезвом состоянии при управлении самодвижущимся роботом-курьером, не допускать к управлению самодвижущимся роботом-курьером лиц, которые, по состоянию здоровья или по причине отсутствия необходимых навыков и знаний не смогут обеспечить безопасное управление роботом, а также лиц, не соответствующих требованиям пункта 1 данной статьи;
3) вести учет работы самодвижущегося робота-курьера, обеспечить наличие на нем идентификационного номера, имени владельца и номера его телефона;
4) убедиться, что световые сигналы и отражатели робота-курьера находятся в исправном состоянии, а индентификационные знаки читаемы;
5) обеспечивать невозможность захвата управления роботом-курьером лицами, не указанными в пункте (1) настоящей статьи;
6) убедиться перед использованием робота-курьера в том, что груз, имеющийся у робота-курьера, закреплен таким образом, чтобы не ставить жизнь людей под угрозу, не наносить вред окружающей среде или имуществу, не создавать препятствия для движения;
7) во время использования робота-курьера быть доступным по номеру телефона в соответствии с пунктом (6) статьи 1511 и по требованию полиции или другого правоохранительного органа предоставить в указанный срок данные о
самодвижущемся роботе-курьере, указанные в пункте (7) настоящей статьи.
(5) Лицо, управляющее роботом-курьером, обязано до и во время использования робота-курьера убедиться в том, что:
1) самодвижущийся робот-курьер исправен, его техническое состояние обеспечит его безопасное использование;
2) световые сигналы и отражатели робота-курьера находятся в исправном состоянии, а идентификационные знаки читаемы.
(6) Лицу, управляющему самодвижущимся роботом-курьером, запрещается:
1) управлять самодвижущимся роботом-курьером в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии здоровья, при котором участие в дорожном движение небезопасно, или передавать управление роботом лицу в таком состоянии;
2) передавать управление самодвижущимся роботом-курьером лицу, которое не обладает необходимыми навыками и знаниями для безопасного использования самодвижущегося робота-курьера или не соответствует условиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.
(7) Владелец робота-курьера должен в течение шести месяцев с даты использования робота-курьера сохранить и представить следующую информацию о нем дорожной инспекции либо суду по запросу этих органов и к установленному ими сроку:
1) данные о маршруте движения робота-курьера, дату использования робота, время начала и окончания движения (с точностью до секунды), его местоположение и скорость;
2) в хронологическом порядке представленные данные о командах, переданных роботу лицом, управляющим его движением, о движении робота без участия такого управляющего, а также данные для установления личности лица, управлявшего роботом;
3) данные о сбоях в работе робота-курьера, зафиксированных датчиками, которые заставили управляющего вмешаться в процесс движения самодвижущегося робота-курьера;
4) информацию о собственнике робота-курьера и его страховании.
(8) Министр соответствующего ведомства уполномочен устанавливать более подробный список данных, описанных в пункте (7), так же как и требования к форме их сохранения.
§ 1513. Расположение робота-курьера на дороге
(1) Самодвижущийся робот-курьер может ездить по тротуару, пешеходной дорожке и пешеходному переходу, если их ширина не препятствует свободному движению робота, а его размеры, в свою очередь, не превышают ширину соответствующей дороги или ее части.
(2) Самодвижущийся робот-курьер не должен затруднять движение и создавать угрозу безопасности пешеходов на тротуаре, велопешеходной дорожке или пешеходном переходе. При необходимости он должен остановиться, освободить дорогу или, при пересечении проезжей части, отъехать в ближайшее безопасное место.
(3) В населенных пунктах при отсутствии тротуара, пешеходной дорожки и велопешеходной дорожки самодвижущийся робот-курьер может ездить по правой обочине или в случае ее отсутствия ‒ по правому краю проезжей части при условии, что это не угрожает и не мешает другим участникам дорожного движения. По левой обочине или при ее отсутствии по левому краю проезжей части робот может двигаться только непосредственно при приближении к месту назначения, если такой путь короче и безопаснее.
(4) В жилой зоне при отсутствии тротуара, пешеходной дорожки, велопешеходной дорожке или обочины самодвижущийся робот-курьер может двигаться по краю проезжей части. Движение роботов-курьеров в жилой зоне не должно создавать опасность или помехи для других участников дорожного движения.
(5) Если на дороге, предназначенной для движения робота-курьера, находится временное препятствие, мешающее ему двигаться дальше, самодвижущийся робот-курьер может объехать его по проезжей части, если это безопасно и не создаст неудобств для других участников дорожного движения.
(6) При движении или остановке робота-курьера на проезжей части, у него должен быть включены желтые световые сигналы, как указано в пункте (5) статьи 1511 настоящего Закона.
§ 1514. Пересечение проезжей части
(1) Роботу-курьеру разрешается пересекать проезжую часть лишь в местах пешеходного перехода.
(2) До пересечения самодвижущимся роботом-курьером проезжей части он или его управляющий должны оценить состояние проезжей части на предмет безопасного пересечения и убедиться, что пересечение проезжей части безопасно и будет осуществлено без остановок.
(3) При пересечении проезжей части самодвижущийся робот-курьер не должен подвергать опасности участников дорожного движения, пересекающих данную проезжую часть, или создавать для них препятствие.
§ 1515. Обязанности робота-курьера уступать дорогу другим участникам движения
Самодвижущийся робот-курьер должен уступать дорогу другим участникам дорожного движения, за исключением случаев, установленных настоящим Законом в подпунктах 1 и 2 пункта 5 статьи 17 и пункте 11 статьи 35. При необходимости, самодвижущийся робот-курьер должен остановиться и отъехать в ближайшее
безопасное место за пределы проезжей части.
25) Статью 169 дополнить пунктом 8 следующего содержания:
[§ 169. Действия водителей в случае ДТП]
«(8) В случае дорожно-транспортного происшествия с участием самодвижущегося робота-курьера, его владелец должен принять соответствующие меры, чтобы остановить робота и убедиться, что самодвижущийся робот-курьер более не создает опасную ситуацию. Если во время дорожно-транспортного происшествия был травмирован или погиб человек, и лица, управляющее самодвижущимся роботом-курьером зафиксировали данное событие непосредственно через видеокамеру или подобное оборудование, оно должно сообщить о происшествии в дорожно-транспортную службу и действовать в соответствии с указаниями ее сотрудников»
26) Заголовок статьи 259 и пункт 1 дополнить после слов «самобалансируемыми транспортными средствами» словами «управляющими или пользователями самодвижущихся роботов-курьеров».
Эйки Нестор
Председатель Рийгикогу
Таллинн, 14 июня 2017 года
+ +