Когнитивная наука как повод задуматься о необходимости перемен
19.03.2018Профессор Мария Фаликман
Предметом исследования когнитивной науки было и остается познание, которое сейчас принято понимать, как процесс переработки информации, в частности, её кодирование, преобразование, хранение и извлечение. В последние годы когнитивная наука несколько потерялась на фоне нейронауки. Причина понятна, исследования в области функциональной магниторезонансной томографии (фМРТ) многим показались чем-то сродни “рентгену для мозга”. Сейчас уже понятно, что всё устроено не так примитивно — мол, какие-то “участки мозга” отвечают за те или иные “мысли”, возникающие в процессе познания. В мозге действуют сложные системы — их называют “нейронные ансамбли”. Они ответственны за решение той или иной когнитивной задачи.
Читая интервью, вы сможете узнать о так называемой “культурной нейронауке”, которая изучает, чем, например, мозг музыканта или таксиста отличается от мозга обычного человека (а они отличаются). Не менее интересна тема билингвизма — статистически достоверно установлено, что ставшим билингвами, то есть людьми, для которых родными являются два языка, более доступны неожиданные, нетривиальные, творческие решения.
Когнитивная наука могла бы помочь исследованиям в области ИИ. Современные системы ИИ поднаторели в решении узкоспециализированных задач, но не слишком “разумны”, если перед ними ставить задачи из различных сфер. Это отражает то, что исследователи ИИ, как правило, слабо знакомы с когнитивной наукой или вовсе о ней не слышали. И если первые разработчики ИИ были когнитивистами, то создатели алгоритмов ИИ ушли далеко в сторону, не пытаясь заимствовать алгоритмы познания у человека.
Из когнитивных исследований выросла, например, социороботика — наука о взаимодействии человека с роботом. Оказывается, что при таком взаимодействии включаются другие отделы коры, чем если бы на месте робота был человек! Это, кстати, уже научились использовать, например, при лечении расстройств у детей-аутистов.
Многие замечают, что современные технологии активно меняют человека. Потеряли актуальность классические тесты интеллектуальных способностей — они более не отражают способность человека к адаптации к современным условиям. Вероятно требуется разработка новых тестов IQ.
Теряется способность запоминания, как всё менее актуальная, по-другому работают интеллект и внимание. Стирается граница между памятью человека и распределённой памятью в сети. И если сейчас оценивать способности к запоминанию, то стоит оценивать не только человека, но эффективность работы всей системы, в которую входят его инструменты — в частности, гаджеты, подключённые к интернету.
В этом плане экзамены, где запрещают пользоваться мобильными телефонами — не более чем демонстрация потерявшего актуальность подхода, не имеющая ничего общего со справедливой и разумной оценкой возможностей человека, которому предстоит жить в XXI веке.
+ +