Логистика и Машина. Наземные робокурьеры
02.05.2018Потенциал оптимизации и рационализации современной логистики огромен: речь идет о формировании уникальных кастомизированных предложений, экономии колоссальных объемов ресурсов и денежных средств, а также сокращении негативного влияния на экологию. В ближайшие годы роботизация поможет решить проблему “последней мили” и обеспечит малому бизнесу инструменты для выживания, а крупным компаниям - кастомизированный и псевдо-“душевный” подход к индивидуальной доставке потребителям массового продукта.
В первой публикации серии рассматриваются наземные автономные курьерские системы - об иных “почтальонах XXI века”, воздушных и морских беспилотниках, а также о роботах-курьерах, предназначенных для использования в крупных зданиях, мы расскажем в следующий раз.
В ближайшие годы наземные, летающие и надводные роботы возьмут на себя как междугороднюю логистику, так и доставку “на последней миле”. Массовые испытания различных роботизированных курьерских систем стартовали в 2016 году - тогда же началась коммерциализация таких аппаратов.
Внедрение робо-курьеров позволит сократить себестоимость транспортной логистики и существенно ускорит процесс доставки. Рассматривается и возможность развертывания сетей “dark warehouses” или “темных складов” - малых и крупных распределительных центров, обслуживаемых исключительно роботами. Подобные сооружения будут лишены любых людских удобств - от уборных и помещений для кладовщиков, до систем освещения и отопления. Склады будут оптимизированы с целью снизить себестоимость хранения и обработки товаров за счет отказа от использования работников-людей.
Важное преимущество наземных роботов-посыльных перед курьерскими беспилотными летательными аппаратами кроется в том, что ни груз, ни почтальон в случае чего не свалятся людям на голову. В остальном, системы с легкостью адаптируются к привычной нам инфраструктуре: разгоняются на велодорожках, стоят на светофорах и неспешно катятся по тротуарам огибая голубей и прохожих, и стараясь не тыкаясь людям в ноги.
В ближайшие годы можно ожидать появления роботизированных курьерских автомобилей и широкого распространения автономных мобильных торговых точек. Закономерная эволюция системы - мобильные и стационарные автоматизированные складские комплексы, способные выпускать орды небольших электрокурьеров и продавать товар на месте.
Какие машины уже существуют? Давайте посмотрим:
Основанный в 2015 году американский стартап Marble, Сан-Франциско, привлек порядка $10 млн на разработку робо-курьеров, предназначенных, в частности, для доставки еды.
Компания намерена представить обновленную версию робо-курьера до конца 2018 года, а также адаптировать машины для доставки фармацевтических препаратов и массы других товаров.
Разработчики постарались сделать свою систему предельно “дружелюбной” - в 2018 году новую версию Marble оснастили дополнительными камерами, в три раза повысили “посыльному” вычислительную мощность и научили систему соблюдать ряд негласных правил, понимать природу человеческого чувства неловкости и считывать невербальные сигналы.
Так, например, машина обгонит медленно бредущего человека или будет следовать за ним, соблюдая почтительную дистанцию.
Первый офис Starship Technologies был открыт в Таллине в 2014 году: в 2015 мир увидел робо-курьера Starship, который сегодня практически не нуждается в представлении. Устройство стало неофициальным символом формирующегося рынка.
По данным 2017 года, системы проехали в общей сумме порядка 100 тысяч км и повстречали свыше 12 млн людей. В январе 2017 года компания привлекла финансирование в размерах около $17 млн.
Робо-посыльные передвигаются со скоростью порядка 6 км/ч, но могут и разогнаться до 16 км/ч. На борт такая система может взять 9-18 кг грузов, продолжительность автономной работы колеблется в диапазоне от 2 до 3 часов. Дальность доставки составляет порядка 3.2 км, высота устройства - 55 см, длина корпуса - порядка 70 см.
В 2016 году разработчики говорили о том, что себестоимость одной 12-15-минутной доставки составит от $1 до $2. Для сравнения, курьерская доставка в центре Лондона сегодня может в среднем обойтись в $15.5.
Устройство несет на борту девять камер, использует автопилот, аналогичный установленному в автомобилях Google, умеет информировать полицию в случае попытки взлома и наделена двухсторонним каналом связи с диспетчером-человеком. Чтобы открыть отсек в момент доставки, пользователю необходимо ввести в мобильном приложении полученный от компании PIN-код.
В 2016 году Mercedes занялся разработкой “материнского корабля” для робокурьеров Starship. Суть концепта такова: управляемый водителем-человеком фургон доставляет в нужное место восемь автономных посыльных, которые разъезжаются в разные стороны, одновременно осуществляя восемь доставок. Уход от идеи доставки “от двери до двери” автомобилем с ДВС сократит курьерский автопарк и минимизирует выбросы СО2.
Подход позволяет существенно нарастить число доставок, осуществляемых в одну смену и минимизировать затрачиваемое на отдельные операции время.
В 2015 году Domino испытали робо-курьера, предназначенного для доставки пиццы. Четырехколесное устройство, разработанное с участием австралийского стартапа Marathon Robotics, разгонялось до 20 км/ч и использовало лазерные сенсоры для уклонения от столкновений.
Оригинальную разработку представили итальянцы из Piaggio. Девайс под названием Gita представляет собой “колесо-чемодан” или персонального грузового робота: система приспосабливается к темпу ходьбы владельца, а в темноте включает габаритные светодиоды.
Подобно разработке Starship, устройство способно совершать доставки в полностью автономном режиме. Аккумуляторы системы подзаряжаются за три часа, а их заряда хватает на восемь часов бесперебойной работы. Скорость Gita составляет порядка 5 км/ч, однако “чемоданчик” способен при необходимости выжимать все 35 км/ч - например в случае, если хозяин решит совершить велопрогулку.
Максимальная грузоподъемность курьера составляет порядка 18 кг.
Собственную четырехколесную версию робота-посыльного представила китайская компания JD.com. Устройство может одновременно нести на борту от 1 до 5 посылок и проезжать порядка 20 км на одном заряде аккумулятора. В зависимости от территориального расположения заказчиков, одна система может осуществлять до 10-20 доставок в день. По расчетам представителей компании, роботизация позволит сократить стоимость одной доставки с $1 (в случае с человеком-курьером) до $0.2.
Стоимость одного робо-посыльного изначально оценивалась почти в $88 тысяч, однако разработчикам удалось сократить ее до $7.3 тыс.
Свое видение уличного робо-курьера представила японская компания ZMP - новинка получила название CarriRo. Устройство предназначено для автономной доставки разнообразного фаст-фуда, преимущественно - сашими.
Швейцарский стартап TeleRetail разработал робота-посыльного, предназначенного для сельской местности и пригородов: устройство способно доставить груз на расстояние порядка 80 км!
В 2017 году в Объединенном Королевстве прошли испытания автономного электрогрузовичка CargoPod, разработанного Oxbotica. Система проходит 29 км на одной зарядке, разгоняется до 40 км/ч и несет на борту шесть грузовых камер, предназначенных для мелких и средних заказов.
Аналогичный проект представил стартап Nuro. Компания намерена автоматизировать доставку бакалейных товаров, выполненных заказов из прачечных и доставку еды из близлежащих ресторанов.
Одну из наиболее симпатичных версий автономного “магазина на колесах” представил робототехнический стартап Robomart. Действительно - зачем ограничиваться курьерскими доставками, если аппетит случайных прохожих может прийти “во время еды”?
В 2017 году шведы из Wheelys пошли еще дальше - компания испытала настоящий мобильный автономный супермаркет. Новинка получила название Moby Mart: покупки внутри экзотической системы осуществляются при помощи мобильного приложения, причем магазин самостоятельно отслеживает объемы товара на полках.
Постепенно перед нами вырисовываются границы будущего логистического комплекса. Роботы возьмут на себя массовую доставку, в то время как людям достанутся нишевые отрасли - например, доставка продуктов непосредственно в холодильник покупателя (заказ смогут автоматически размещать системы “умного дома”, подбирая время таким образом, чтобы их владелец не пересекся с курьером) или даже в багажник автомобиля. С последним с недавних пор экспериментирует Amazon -
О логистических беспилотниках и связанных с ними проектами поговорим в одной из следующих статей цикла.
При подготовке материала использовались данные с сайта robotrends.ru, а также из источников, указанных под изображениями. ++