Хроники промышленной революции: роботизация ускоряется
19.09.2018Согласно прогнозам аналитиков Всемирного экономического форума, роботы и автоматические системы в скором времени возьмут на себя более половины от существующих на сегодняшний день бизнес-процессов. Речь идет об автоматизации свыше 75 млн рабочих мест, связанных со вводом данных, бухгалтерским учетом и обслуживанием клиентов.
В то же время, аналитики из WEF прогнозируют возникновение порядка 133 млн новых рабочих мест, связанных с автоматизацией, уже к 2022 году. В 2017 году до 29% от времени, затрачиваемого на создание новых товаров и услуг, приходилось на машины, роботов и системы с элементами искусственного интеллекта. К 2022 году этот показатель может достичь 42%, а уже к 2025 году автоматика будет выполнять больше работ, чем люди.
Следует отметить, что статистика WEF серьезно отличается от других аналогичных оценок. Так, в 2015 году, Банк Англии опубликовал прогноз, согласно которому, к 2035 году автоматизация уничтожит до 80 млн рабочих мест в США и около 15 млн - в Объединенном Королевстве. McKinsey, напротив, убеждены в том, что число вновь созданных в результате автоматизации вакансий будет примерно равно числу утраченных в результате технологического прогресса рабочих мест.
Значительнее всего автоматизация затронет горнодобывающий комплекс, а также компании, занимающиеся работой с потребителями или разработкой информационных технологий.
Данные прогноза WEF опираются на опросы руководителей высшего звена, специалистов по стратегии и специалистов в области людских ресурсов из 300 международных компаний и 20 различных государств. Эти предприятия представляют до 15 млн трудящихся и до 70% от глобального ВВП.
Следует отметить, что в российских условиях, автоматизация может привести к сокращению до 30% трудящихся уже в ближайшую пару лет.
Говоря об особенностях и трендах современной автоматизации, следует упомянуть и ее отношения с привычной нам классовой системой. В былые годы, Инноватор предоставлял новое оборудование Производителю, который замещал им условную “половину” сотрудников, повышая оплату труда и качество трудовой жизни другой “половины”. Восходящий средний класс, в свою очередь, также приобретал новые машины у Инноватора и трудоустраивал ранее потерявших работу коллег.
В современных условиях происходит обратное явление. Инноватор заменяет машинами самого Производителя, выдавливая его самого и его наемных сотрудников в сектор услуг. В результате, автоматизация уничтожает средний класс и наращивает колоссальный разрыв между олигополистами и остальным обществом.
В реалиях РФ автоматизация приобретает и еще одну интересную особенность - отечественный патернализм обретает “техническую” составляющую. Так, если свыше 70% американцев опасаются, что роботы займут их рабочие места, а 54% видят угрозу в развитии автономного транспорта, в России наблюдается кардинально иная тенденция. Почти половина (48%) жителей РФ причисляют себя к технооптимистам, а более 80% верят, что науки и новые технологии влияют на общество сугубо положительно. Парадокс кроется в том, что такая вера опирается не на исчерпывающие представления о возможностях машин и процессе их внедрения в повседневность, а на желании передать ответственность и полномочия в распоряжение кого-то внешнего - будь то мифический царь или даже буквальный Deus ex machina.
По материалам: