Самоуправляемые автомобили - революция задерживается?
25.10.2018Вот уже несколько лет, как многочисленные вендоры автопрома и компании, занимающиеся разработкой ИИ для автомобилей, стараются убедить общество в том, что еще немного, еще чуть-чуть и робомобили смогут массово выйти на дороги общего пользования, заменив профессиональных водителей. Заявления об успешных тестах, альянсах и выпуске новых “мозгов” для автоботов обычно повышают оценку акций компаний. Иногда создается впечатление, что до наступления будущего остается буквально несколько месяцев, не больше какой-нибудь пары лет. Между тем далеко не факт, что победа столь близка. Это не значит, что человечество столкнулось с неразрешимой задачей, но вот в отношении сроков трудно разделять оптимизм автопроизводителей.
Возьмем компанию General Motors. На раннем этапе, несколько лет тому назад, она считалась лидером рынка автоботов, но сейчас ситуация иная. Наблюдатели рынка отмечают, что собственная разработка компании заметно отстает от графика, и ранее названный срок вывода системы на рынок - 2019 год представляется все менее реалистичным. Есть даже слухи, что автопилот компании все еще не способен толком отличать движущиеся объекты от неподвижных. Кроме того, замечено, что автомобили с автопилотом GM склонны "проявлять осторожность", замедляясь или даже останавливаясь, стоит им приблизиться к припаркованным мотоциклам или велосипедам. По данным из неофициальных источников, причиной были ошибки в распознавании изображения, выражающиеся возникновением фантомных объектов, что и заставляло автопилот притормаживать или останавливать машину. Другой дефект автопилота компании - значительная задержка в передаче данных от сенсоров автомобиля к “мозгу” системы, что связывают с использованием опенсорсных инструментов.
Первые лица компании пессимизм не разделяют, заявляя, что GM достигнет своих целей в срок. А известные проблемы можно будет решить различными ограничительными мерами по эксплуатации на ранних ее этапах. Например, в начале робомобили заменят только такси и только в тех или иных районах Сан-Франциско. Постепенно дорабатывая систему, можно будет наращивать зону действия автономных автомобилей.
Также немалые надежды в GM связывают с появлением нового поколения железа и софта, что позволит решить ряд проблем “силовым способом” за счет выросшей производительности. Что же, возможно это не слишком изящное, но вполне действенное решение.
Для компании важно показать существенный прогресс в 2019 году, поскольку очередной этап японских инвестиций (SoftBank Group и Honda Motor Co.) в разработку автопилота компанией GM на общую сумму $5 млрд будет зависеть от выхода технологии на заранее оговоренные рубежи.
Если у вас создалось впечатление, что в GM собрали неэффективную группу разработчиков, которая не способна справиться с тривиальной задачей, то это, безусловно, не так. Если посмотреть на конкурентов, то и у них далеко не все гладко. Uber после известной аварии со смертельным исходом еще не возобновила испытаний. И даже Waymo, которая уже обзавелась крупнейшей в мире группировкой автономных автомобилей в мире, сталкивается с проблемами.
Пользователи автомобилей Waymo отмечают, что автопилоты этих машин сталкиваются с трудностями при попытках выполнения сложных маневров. В ряде случаев, например, отмечалась неспособность робомобиля Waymo повернуть налево в ситуациях, когда для этого необходимо пересечь несколько полос. Также автопилот впадал в ступор при попытке встроиться в движение загруженной скоростной автомагистрали при выезде на нее с боковых подъездных путей. Наконец, были замечены случаи когда автономный автомобиль неожиданно останавливался, несмотря на полное отсутствие видимых причин. Виноваты те же "фантомы"?
“В отрасли многие все более задумываются, не идет ли речь о потере многомиллиардных инвестиций”, - сообщил Клаус Фрелих, член правления BMW и руководитель отдела исследований и разработки. Ведь может получиться так, что люди поставили перед собой задачи, которые на сегодняшнем технологическом уровне решить невозможно, по крайней мере, не в ближайшие пару лет?
В GM говорят, что для компании первичной и самой сложной задачей является безопасность. В концерне обещают не выпустить на дорогу автомобили, которые не были бы безопасными. Что же, это должно успокоить тех, кто уверен, что переход на новую технологию без человеческих жертв окажется невозможным.
Фото в заголовке - General Motors. Источник: