B21 и F-35 - “материнские корабли” для дронов?
09.10.2020B21 и F-35 - “материнские корабли” для дронов?
Американские стратеги стремятся нарастить число средних и небольших военных дронов - речь идет, в частности, о программе “верный ведомый” (loyal wingman) и аппаратах, способных поддерживать экипажи перспективных бомбардировщиков B-21, истребителей-бомбардировщиков F-35 и ряда других пилотируемых самолетов.
Как ожидается, модульные роевые дроны займутся разведкой и подавлением радаров противника. В перспективе они смогут также наносить удары по приказу “ведущих”.
XQ-58A Valkyrie
Одной из наиболее перспективных беспилотных платформ остается Valkyrie: пилоты получают возможность управлять группой дронов без посредничества со стороны наземных станций.
Беспилотники XQ-58A Valkyrie способны выполнять значительную долю задач, возлагаемых на самолеты F-35 без риска для пилотов и с гораздо меньшими экономическими последствиями. Аппараты не нуждаются во взлетно-посадочной полосе, могут получить стелс-покрытие, несут на борту до 270 кг вооружения (2 небольшие бомбы или 2 ракеты воздух-воздух), разгоняются до 0.72 Маха, а их радиус действия достигает 3 тысяч морских миль (F-35 ограничен 1250 км).
Пилотируемый F-35A обходится американским налогоплательщикам в $80 млн - ожидается, что каждая “птичка” прослужит 8 тыс. часов, причем каждый час полета обойдется в дополнительные $44 тысячи (данные за 2018 год). Предполагается, что к 2024 году стоимость 1 часа полета снизится до $34 тысяч.
Иными словами, совокупная стоимость приобретения и эксплуатации F-35A достигает умопомрачительных $352 млн (если разработчикам удастся минимизировать стоимость обслуживания) или в $432 млн по текущим ценам.
Один XQ-58A Valkyrie обойдется в $2 млн - автономный аппарат не требует ни тренировки пилотов, ни объемного и сложного техобслуживания. Четверка “Валькирий” доставит ту же ракетно-бомбовую нагрузку, что и один F-35A, на вдвое большее расстояние, по цене в 1/40 от стоимости пилотируемого самолета. Затраты на приобретение, эксплуатацию и обслуживание одного F-35A обойдутся в ту же сумму, в которую выйдет закупка и эксплуатация более сотни дронов X-58A.
Развитие беспилотных систем воздушного базирования позволяет отказаться от строительства военных аэродромов и наземной инфраструктуры и дает пилотируемым бортам ряд преимуществ перед вражескими системами ПВО. Пилотируемые истребители превращаются в мобильные штабы для небольших роев роботов, способных выполнять широкий спектр миссий: от разведки, осуществления РЭБ и поддержки управления дружественными подразделениями, до непосредственного нанесения ударов.
Роевые проекты
Американцы прорабатывают возможности запуска дронов с самолетов и других дронов. В октябре 2016 года три самолета Boeing F/A-18E/F Super Hornet выпустили 103 малых беспилотника Perdix из классических установок отстрела ложных целей, а в сентябре 2020 года General Atomics испытала дрон Sparrowhawk, способный стартовать из-под крыла MQ-9 Reaper, MQ-1C Gray Eagle и других крупных беспилотников. Агентство DARPA продолжило испытания Gremlins: системы автоматического сброса и подхвата в воздухе многоцелевых аппаратов X-61A.
В июле 2020 года состоялись летные испытания аппарата X-61A, который оставался в воздухе свыше 2 часов и удерживал дистанцию в 38 метров от транспортного самолета - миссия завершилась приземлением дрона на парашюте.
Ключевые характеристики бюджетных роевых дронов: модульная структура, стандартизация, гибкость и простота обновлений. Аппараты не просто дополняют существующие ВВС - дроны кардинальным образом переписывают устаревшие доктрины и “обнуляют” львиную долю существующей военной техники.
По материалам:
--