Пилотировать английские “Жнецы” будут геймеры
12.12.2016Компьютерные игры порождают насилие! Подобные заявления весьма спорны, однако в командовании ВВС Объединенного Королевства задумались о том, чтобы искать будущих операторов военных БЛА среди людей 18-19 лет, “сидящих по своим комнатам перед PlayStation”.
Несмотря на то, что ударных беспилотников у Англии не так много (RAF располагает примерно 10 аппаратами уровня американского Reaper), пилотов для них не так просто найти. В частности, люди испытывают сильное психологическое давление и эмоциональное перенапряжение, когда сталкиваются с необходимостью брать на себя ответственность за применение летальной силы. Кого-то удерживают соображения морали, кто-то опасается последовать реакции общественности, которая может подвергнуть такого человека моральному порицанию или даже преследовать его в дальнейшем. Такие примеры есть - в США один из бывших операторов военного беспилотника сообщил, что ФБР предупредило его, что его собираются убить боевики одной из террористических организаций. Ряд экс-операторов были арестованы и получили тюремные сроки в США за раскрытие деталей циничных тренировок, которым их подвергали на работе.
Все более широкое использование телеуправляемых и автономных видов вооружения позволяет предположить, что рано или поздно общественная мораль и законодательный кодекс изменятся, чтобы не препятствовать технологическому прогрессу и не подвергать риску собственных солдат. Но пока что до этого еще далеко.
Сегодня на многих операторов БЛА давит недостаточно защищённый законами статус действий - законодательство далеко от идеала, и удар по цели может обернуться для оператора, принявшего решение о нажатии кнопки, гражданской ответственностью, а также политическим скандалом. В связи с этим, многие пилоты действуют неоптимально, дожидаясь всех возможных подтверждений того, что их решения остаются в законном поле.
Мир операторов БЛА неплохо показан в американском фильме “Хорошее убийство” 2014 года. Еще более жесткими получились триллеры “Всевидящее око” (Eye in the sky) 2015, снятый совместно кинематографистами Объединенного королевства и ЮАР. То же можно сказать о 14-минутной ленте “Дрон” (Drone), 2015, США и документальной короткометражке с тем же названием “Дрон” (Drone), 2014 года из Норвегии. В общем, проблем много, а на выходе - высокая текучка кадров и сложность их поиска.
Дефицит пилотов вынуждает военных искать их среди геймеров. В частности, для управления ударным беспилотником Reaper, навыки пилота важны в гораздо меньшей степени, чем хорошая ориентация человека в трехмерном пространстве. Кроме того, геймеры, привыкшие без малейших угрызений совести, например, жечь деревни орков или людей в компьютерных играх, выглядят оптимальными кадрами для обучения на оператора военного БЛА, “бомбардировка с высоты 6—9 тыс. км напоминает видеоигру, хотя мишенью становятся люди. Это крайняя степень обезличивания цели”, - отмечает бывший сотрудник ЦРУ Ларри Джонсон. Что будет следующей фазой? Человеку предложат сыграть в компьютерную игру и лишь затем сообщат, что на самом деле, он управлял реальными боевым устройством и уничтожал реальных людей? Идея, обыгранная в целом ряде фильмов - от "Игры Эндера" до одной из серий "Черного зеркала" где чип, вживленный в мозг солдата заставляет его видеть врагов, подлежащих уничтожению, не людьми, а монстрами-мутантами, что снимает моральные проблемы?
В США уже используют в качестве операторов военных БЛА гражданских контрактников Они не имеют права наносить удары ракетами воздух-земля, пилотируя машины только в разведывательных целях. Общее число гражданских контрактников-пилотов БЛА на службе американских военных оценивается несколькими сотнями людей. На рынке формируется ниша частных операторов военных БЛА.
Следует отметить, что беспилотники Reaper нанесли более трети всех ударов американской коалиции по объектам в Ираке и Сирии.
Командование RAF задумывается о необходимых поправках к законодательству, которые обеспечили бы армию комбинацией роботов, автономных систем и ИИ, способного принимать решения о использовании летальной силы без участия человека. Последняя идея давно вышла за пределы научной фантастики - армии многих западных стран получат автономных военных роботов уже в обозримом будущем. Тем не менее, для функционирования машин, способных убивать людей, потребуется жесткий и четкий набор правил, регламентирующих все случаи, при которых применение летальной силы остается возможным, допустимым и даже необходимым. Вопрос о том, этично ли создание таких машин, похоже, не возникает.
Использование дронов, связанное с жестким и заблаговременным планированием, весьма удобно при войне с террористами и легковооруженными милитантами, однако при конфликте с технологически равным противником или в случае высокой динамики столкновения, стратегическое планирование может отходить на второй план - требуются системы, способные действовать здесь и сейчас с хирургической точностью. Пока таких систем нет - воздушный флот Её Величества попробует привлечь к службе бывших геймеров.