Будущее промышленных роботов: коботы, нехватка кадров, астрономические цены на переоборудование линий
04.02.2017General Motors ввела в эксплуатацию свой первый промышленный робот в далеком 1961 году. С тех пор машины захватили значительную часть рынка монотонных операций, не требующих навыков квалифицированных сотрудников, а также часть работы в тяжелых или вредных условиях. Новый тренд - развитие коллаборативных роботов - коботов, способных работать в непосредственной близости от человека - такие машины “ведут себя” деликатно и не могут случайно зацепить сотрудника фабрики тяжелым манипулятором.
Роботизация влечет за собой изменение потребности в кадровом составе предприятий - заводам нужны специалисты XXI века, понимающие цифровые процессы, протекающие на фоне механических взаимодействий роботов с производимой продукцией.
По данным организаций Deloitte Consulting и Manufacturing Institute, машиностроительная индустрия США столкнется с дефицитом кадров уже в ближайшем десятилетии - речь идет о нехватке в 2 миллиона специалистов!
Это может привести к росту числа рабочих мест. Чтобы воспитать специалистов будущего, в США с размахом подходят к образованию - в классных комнатах все чаще появляются 3D-принтеры, крупные компании все чаще спонсируют и принимают участие в различных проектах в области робототехники, а также вовлекают в свою деятельность студентов.
Ирен Петрик (Irene Petrick), директор по бизнес-стратегии Intel, считает, что США необходимо выстроить адаптационные программы и реструктурировать систему стажировок. Примеры успешной реализации подобных программ, можно наблюдать в Германии.
Совершенствуются и роботы. Как ожидается, расцвет коллаборативных роботов начнется в пределах 5 лет. Речь идет не только о безопасности совместной работы машин и людей - устройства должны взаимодействовать друг с другом и с сотрудниками завода. Для этого потребуются новые технологии в областях компьютерного зрения, когнитивного вычисления и машинного обучения.
Современные устройства в большинстве своем узконаправленны. Машины будущего смогут оценивать окружающую обстановку и оптимизировать производственный процесс, выявляя наиболее эффективные операции. Коботы научатся импровизировать.
Эффективность подобных систем сложно переоценить, однако в их разработку и совершенствование потребуется вложить немалые деньги. В частности, переоснащение сборочной линии Ford F-150 в 2015 году обошлось компании в $359 млн.
Коботы сулят значительные преимущества малому и среднему производству - теперь предпринимателям не потребуется выстраивать производственный процесс вокруг робота - устройство можно будет включить в любую производственную деятельность. Масштабы серийного производства возрастут, однако продукция сможет вновь стать штучной.
Возрастут риски, связанные с киберпреступностью и кибербезопасностью - обеспечением последних нужно будет заняться централизованно, и, вероятно, на государственном уровне - для IT-отделов компаний такая задача может оказаться непосильной.