Будут ли популярны гонки беспилотных болидов Roborace?
10.03.20172017 год вполне можно объявлять годом беспилотных технологий - гиганты автопрома, такие как Ford и Audi, вкладывают колоссальные финансовые ресурсы в разработку бортовых искинов, способных управлять автомобилем. И пока крупнейшие концерны занимаются автомобилями, предназначенными для массового рынка, в
Roborace - стартап, возглавляемый небезызвестным в России Денисом Свердловым. У г-на Свердлова неоднозначная репутация. Напомню, под его руководством был создан оператор мобильного интернета Yota, который пытался запускать вначале сети WiMAX в России и ряде других стран, затем сети LTE. История закончилась продажей российского оператора Yota (основным активом которого были полученные от государства без конкурса частотные полосы 2x30 МГц в диапазоне 2700 МГц) компании МегаФон. Некоторые называют эту сделку “йотагейтом”, поскольку она позволила оператору получить серьезный пул частот без необходимости участвовать в конкурентной борьбе за него. Можно сказать, что это “в прошлом”, но ясно, что некий ореол авантюризма вокруг имени Дениса Свердлова останется с ним надолго.
Roborace собирается заняться продажами четырехколесных роботов для участия в гонках беспилотников с открытыми колесами. Планируется, что в гонках станут участвовать 10 команд, каждая с двумя автомобилями. Продолжительность одного этапа гонок составит 1 час, состязание будет проходить на тех же трассах, где соревнуются болиды Формулы E.
Автомобили участников не будут существенно отличаться конструкцией - командам предстоит соревноваться в создании алгоритмов искинов-водителей. На разработку болида у его создателя Daniel Simon ушло около года, в качестве “мозга” устройства используется платформа Nvidia Drive PX2, способная проводить 24 триллиона операций в секунду. Автомобиль оснащен 5 LiDAR’ами, 18 ультразвуковыми сенсорами, 6 камерами и системой глобального позиционирования. Корпус выполнен в основном из углепластика. Теоретическая предельная скорость - 320 км/ч.
Искин автомобиля построен на базе алгоритмов глубокого обучения - анализируется ситуацию вокруг автомобиля, а также вдоль прогнозируемой траектории движения. Кроме того, автомобили могут “общаться” между собой, что должно снизить риск их столкновений друг с другом. (А можно, напротив, устроить аварию специально, чтобы прибавить зрелищности гонке?). Кстати об авариях: один из прототипов Robocar, их называют DevBot,.в феврале 2017 года разбился в ходе попытки его продемонстрировать еще до начала гонок Формулы E в Буэнос Айресе. Искин машины неправильно оценил угол поворота и на скорости 186 км/ч зацепил ограждение трассы.
У генерального директор Roborace хватает энергии и средств и на ряд других проектов.
Ключевые модули Robocar, включая четыре 300-киловаттных электромотора, по одному на каждое колесо, и 540-киловаттную батарею, производит компания Sverdlov's Charge.
В 2016 году был представлен также концепт самоуправляемого электрического фургона. По заявлениям Дениса Свердлова, такой автомобиль может быть собран одним человеком за 4 часа.
Оптимизм - это основная черта предпринимателя. Известно также об инвестициях структур, управляемых г-ном Свердловым в интересный стартап Starship - роботов-доставщиков, которые уже начали работу в США. Мы не раз рассказывали об этом проекте, он представляется наиболее жизнеспособным, по-крайней мере, на текущем этапе.
Возникают вопросы. Состоятся ли гонки роботизированных болидов в апреле или в июле? Ведь пока ни о каких 10 командах, которые бы захотели в них участвовать, не слышно? Или все ограничится демонстрацией двух новых версий DevBot под названием Robocar, показанных в феврале на MWC в Барселоне? Будет ли эта демонстрация успешной?
Жизнеспособна ли эта идея в целом? Ведь сегодня людям, “болеющим” гонками, интересны прежде всего пилоты - герои, способные удерживать машины на трассе на гигантских скоростях, и каждую секунду рискующие своими жизнями. Ничего этого гонка самоуправляемых болидов не предлагает. Соревнования итогов работы программистов, тоже, конечно, вещь увлекательная... наверное. С другой стороны, смотрит же кто-то соревнования по игре в гольф...
Кроме того, есть же гонки БЛА? Одна разница - в них также состязаются пилоты, пусть и находящиеся вне беспилотников. Благодаря очкам виртуальной реальности, они основательно вовлечены в процесс. Впрочем, если пилотам такие гонки и интересны, то обилие зрителей пока не всегда сопутствует таким состязаниям. Организаторы сейчас ухищряются в зрелищном оформлении трасс, привлекают ТВ к трансляции. Интерес подогревают значительные денежные призы. В общем, может получиться новый вид спорта.
Кроме гонок, роботов также стараются задействовать в различных шоу, ожидается, например, первая в истории битва пилотируемых робомехов - японского и американского.
Будет ли она зрелищной? Возможно.
Для любителей боев роботов уже давно существуют соответствующие состязания с моделями меньшего масштаба. Об искусственном интеллекте речь пока не идет - большинство сражений машин проходит в телеуправляемом режиме под чутким надзором операторов.
Набирают популярность световые шоу, основанные на одновременных маневрах в ночном небе сотен квадрокоптеров, оснащенных разноцветными светодиодными прожекторами - этот современный аналог салютов.
Обещает ли все это успех робогонкам в целом и проекту Дениса Свердлова в частности? Скоро узнаем.
+ +