В DARPA приступили ко второй фазе испытаний “Гремлинов”
22.03.2017Агентство DARPA
В рамках первой фазы проекта было сформировано видение роя недорогих многоразовых беспилотников воздушного старта, которые можно не только запускать с борта самолета, но и подбирать непосредственно в воздухе. Программа предусматривает минимальный объем модификаций самолета-носителя.
Вторая фаза должна завершиться созданием предварительного дизайна полномасштабного демонстрационного прототипа системы, а также проведением серии проверок и тестов отдельных комплектующих.
В рамках третьей фазы состоится полетная демонстрация: БЛА должны быть запущены с самолета и подобраны в полете. Испытания назначены на 2019 год.
“Гремлинов” можно будет запускать с большинства воздушных аппаратов - бомбардировщиков, транспортников, истребителей и даже небольших беспилотных платформ-носителей с фиксированным крылом. Запуская и принимая на борт "гремлинов", “база” может оставаться за пределами действия систем ПВО противника. Одноразовые аппараты будут готовы к новой миссии в пределах 24 часов с момента возвращения с предыдущей. Средняя расчетная продолжительность службы одного аппарата - около 20 вылетов, что обеспечивает существенную экономию в сравнении с использованием одноразовых БЛА.
Десятилетиями США использовали в аналогичных целях боевые самолеты, цена которых на порядок превышала затраты потенциальных противников на средства ПВО. В какой-то момент ВВС Америки заинтересовались технологией стелс, минимизирующей шанс обнаружения и уничтожения самолетов, однако теперь появилась альтернатива - использование множества недорогих беспилотников, управлять которыми с безопасной дистанции может один оператор. Возможны и автономные реализации. Даже если врагу удастся сбить несколько дронов, у остальных останется возможность успешно завершить миссию.
“Гремлины” - не единственная военная программа США, ориентированная на использование бюджетных беспилотных аппаратов. Управление военно-морских исследований США разрабатывает систему LOCUST (LOw-Cost Unmanned aerial vehicle Swarming Technology), способную выпускать множество малых беспилотников и пусковой установки, аналогичной системе залпового огня.
Пусковая установка проекта LOCUST способна быстро запустить в воздух целую группу беспилотников самолетного типа. Скорость запуска - 1 дрон в секунду.
Эти дроны предназначены для решения задач целеуказания, а также могут затруднять работу систем ПВО врага. Основное преимущество такого подхода - противнику сложнее работать с большим числом малых целей, выполняющих задачу, например, корректирования огня.
Часть беспилотников группы по-замыслу может быть переоборудована для использования в качестве барражирующих боеприпасов.
Есть в США и проект CICADA - микродроны предполагается "роем" выбрасывать с большой высоты, с самолета, дрона или аэростата. Далее они начнут планировать к цели, ориентируясь по GPS. Прототип стоит порядка $1 тысячи, но при массовом производстве, затраты должны уменьшиться до $250. У дрона нет двигателя, он состоит всего из 10 деталей. Скорость полета может достигать 74 км в час. Собранную от различных бортовых датчиков информацию дрон передает на спутник или другое приемное устройство.
В Пентагоне давно ищут возможность использования автономных дронов в составе крупных организованных групп, в которые войдут тысячи аппаратов. Соответствующие испытания уже начались - в октябре 2016 на полигоне в Калифорнии три самолета Boeing F/A-18E/F Super Hornet за короткий промежуток времени выпустили 103, разработанных в MIT беспилотников Perdix. Аппараты, образующие рой, способны принимать коллективные решения, адаптировать формацию к поставленным задачам в режиме реального времени. Место сбитых дронов, обеспечивающих ту или иную функциональность, занимают их “товарищи”. Функциональность роя сохраняется даже в случае потери большинства элементов. Каждый БЛА взаимодействует с другими Perdix, все аппараты “равноправны”, рой свободно масштабируется. Скорость дронов в момент запуска достигает 0.6 М, система функционирует при температуре воздуха не ниже -10 С градусов и выдерживает мощные сотрясения: выпускаются беспилотники через устройства для отстреливания тепловых ловушек.
Израильская компания Israel Aerospace Industries уже более двух десятилетий, как выпускает систему HARPY, действующую схожим образом - она может быстро запустить группу барражирующих беспилотников, предназначенных для нанесения ударов по системам ПВО и подавления защитных систем ВВС врага. Есть и более современные реализации этого подхода.
Если у противника в распоряжении есть от 100 до 1000 ракет “земля-воздух” (на конкретном участке фронта), можно нанести удар, задействовав, например, 10 тысяч малых БЛА. Представьте, что речь идет о барражирующих боеприпасах!
В прошлом году, американская
В Поднебесной активно разрабатывают собственные “барражирующие боеприпасы”, способные действовать в составе крупного роя.
Китайский производитель БЛА Ehang - тот самый, который сейчас испытывает беспилотные воздушные такси Ehang 184 в США и планирует их коммерческое применение в Эмиратах до конца 2017 года - не так давно запустил рой из 1000 небольших беспилотных аппаратов в рамках шоу “Meteor Sky”!
В мире уже придумывают системы, которые смогут быстро обнаруживать, идентифицировать, отслеживать и, при необходимости нейтрализовывать группы мелких беспилотников - борьба щита и меча не прекращается, как бы не совершенствовались технологии.
+ +