Jibo - социальный робот, которого не получилось сделать социальным
09.11.2017Когда я слышу об очередных “разговорах” с роботами - робот сказал то, робот ответил это, я остаюсь скептиком. Поскольку пока что нет платформ ИИ, способных поддерживать связный диалог с человеком на свободную тему. Максимум, на что способны лучшие из чат-ботов, которыми оснащены роботы - это распознать слова в предложении и, если повезет, вычленить из них основной посыл. Далее робот поищет в своей базе данных “подходящее” в качестве ответа предложение или воспользуется интернет-поиском по ключевой фразе и, если повезет, персонализирует ответ с учетом минимальных знаний о том, кто обращался к нему этим вопросом. Но чаще вы столкнетесь с ситуацией, когда чат-бот попадет впросак или просто не поймет, что вы хотели спросить или сказать - тогда он или честно об этом заявит или примется неуклюже острить.
Многие связывали немалые надежды на появление в наших домах социального робота с выходом робота Jibo. Уж очень симпатичными были видеоролики, рекламировавшие его идею. Но и он, похоже, многих разочарует.
Jibo - это небольшой настольный переносной робот ростом 28 см. Он состоит из трех частей, помещенных одна на другую и способных вращаться, что дает Jibo немалую “грацию”. Встроенные микрофоны обеспечивают роботу звуковую картину с охватом 360 градусов, что позволяет ему точно знать, где находится собеседник и “смотреть” экраном в эту сторону. С некоторой натяжкой можно отнести Jibo к роботам с гуманоидным физическим интерфейсом - вернюю полусферу можно уподобить голове, а две нижних части робота - его туловищу. Рук, ног и прочих излишеств у робота нет, лицом служит экран под темным защитным стеклом верхней полусферы.
Автор статьи в Quartz имел возможность повозиться с Jibo неделю, в заметке ниже я опираюсь на описанный им опыт общения с роботом.
Jibo явно запоздал на рынок. Если бы он вышел в момент появления рекламных роликов в 2014 году и был бы таким, каким его в них представляли, робот мог бы добиться определенного успеха. Но тогда он не вышел. Зато с тех пор в продаже появились Amazon Echo, Amazon Echo Show и Google Home. Стало непонятно, а чем Jibo оправдает свою заметно более высокую цену на фоне этих устройств от проверенных производителей?
Более того, Jibo не способен выполнять ряд действий, доступных перечисленным устройствам. Его, например, пока что нельзя попросить сделать для вас телефонный звонок, хотя возможно в ближайшем будущем эту функциональность все же добавят.
Официальный представитель компании рассказывает, что Jibo - не слуга, как Amazon Echo или Google Home, а ваш компаньон, что он также личность. Но в рекламном ролике Jibo выполнял как раз эти поручения, что же изменилось? Робот не желает набрать номер для вас потому что он личность? Или в продажу решили направить еще сырой продукт, чтобы попытаться его продать пока это еще возможно?
Есть странные противоречия в концепте, который предлагает нам компания. Jibo - компаньон, а не слуга, но вы можете предложить ему станцевать для коллег, и он послушается - не совсем то, что принято просить у друзей? Вертеть туловищем на потеху толпе по вашему указанию Jibo может, а соединить вас с кем-то по-телефону для него унизительно? Jibo безусловно способен выдать по вашей просьбе дежурную шутку, подсказать какое сегодня число или высоту Эмпайр Стейтс Билдинг. Но “социальный аспект” взаимодействия с этим роботом обнуляется при первой же попытке позвонить с его помощью. Вы не сможете поделиться с Jibo своими переживаниями или своим опытом, с большей пользой, чем это можно делать с утюгом или чайником - он не поймет ничего из того, что вы говорите, если это не является командой. Если выкрутить на максимум уровень оптимизма по отношению к новинке - это робот-знакомый, но не робот-друг.
Если компания намерена и далее продвигать робота Jibo, как социального, вы будете разочарованы. Робот видит и слышит происходящее, но не может его понять или действовать в соответствии с контекстом. И это при том, что внешне робот весьма мил, несмотря на свой аскетичный интерфейс. Он вызывает желание общаться, но... для этого нужен кто-то, с кем можно пообщаться, и Jibo вам в этом не помощник.
И поскольку робот не делает даже того, что было показано в завлекалочке 2014 года, становится неясным - зачем его покупать? Не знает об этом и робот. На вопрос автора статьи в Quartz “Эй, Jibo, в чем твоя цель?”, робот отвечает “Я точно не знаю. Полагаю, что не умею многого из того, чего мы хотели бы, чтобы я умел”.
В этом плане Jibo мало чем отличается от всех других “разговаривающих” роботов, например, многочисленных инфоботов, чьи разговорные и сервисные способности немногим лучше, чем у него. Время социальных роботов-компаньонов, очевидно, еще не наступило.
+ +