Море авианосцев, рождение Роя, азиатский тяжеловес и битвы кораблей-носителей

11.02.2018

Мир авианосцев

ВМС США стремятся расширить возможности авианосных групп и отдельных кораблей: крейсеров, кораблей прибрежной зоны (littoral combat ship) и эсминцев. Авианосцы остаются гордостью флота, их строительство продолжается, однако технологический прогресс и развитие вооружений выявляет уязвимость титанов 20-го века. Так почему не дать палубную авиацию каждому кораблю?

А потому американские эсминцы получили “глаза в небесах”. Одной из первых серьёзных “пташек” ещё в 2005 году стал дрон Scan Eagle — старейший БЛА Boeing Insitu, дочки Boeing. Запускается беспилотник с пневматической катапульты, а при посадке цепляется крюком за натянутый трос. Сегодня Scan Eagle используют более чем в 20 странах, аппарат предоставляет флоту инфракрасные и электрооптические “глаза”. Стоимость такого дрона по данным за 2006 год — $3.2 млн, дальность применения — порядка 100 км, время полёта — около 20 часов, предельная скорость — 139 км/ч. Ранее в аналогичных целях использовались палубные вертолёты, однако они существенно проигрывают дронам по экономичности. К тому же, в отличие от пилотируемых вертолётов, в критический момент малым беспилотником можно пожертвовать, получив дополнительную информацию о расположении и возможностях противника.

Идейное развитие Scan Eagle — это NRQ-21 Blackjack (integrator). Аппараты оборудуют системой Airborne Computer Vision, которая позволяет обнаруживать и идентифицировать корабли, причём полностью автономно. Максимальная скорость аппарата — 148 км/ч, практическая дальность применения — 1000 км, продолжительность полёта 16-24 часа, потолок высоты — до 5,9 км.

Небольшие БЛА легко извлечь из ангара эсминца и запустить с палубной катапульты. С традиционными ударными дронами иди более мощными разведчиками подобный подход не сработает — им требуется классическая взлётно-посадочная полоса.

А потому Northrop Grumman занялся разработкой БЛА Tern. Новинка создаётся по схеме тейлситтер (от англ. tailsitter — “сидящий на хвосте”). На палубе корабля или в ангаре такой дрон стоит вертикально, взлетает и садится по-вертолётному, а поднявшись в воздух, ложится на крыло и отправляется на задание уже в самолетном варианте. ТТХ “Крачки” не разглашались, однако, как ожидается, предельная дальность полёта аппарата составит до 1600 км.

Превратить отдельную боевую единицу в “мозг” целой ударной группы — одна из ключевых современных концепций, связанных с развитием американской армии. У США есть масса законсервированных и списанных боевых самолётов, которые при необходимости можно “дронифицировать”. В частности, группа “отставных ветеранов” F-16 в беспилотной версии вполне могла бы сопровождать новейшие F-35 в рамках программы Loyal Wingman (“верный ведомый”). Пилот новейшего истребителя получит полный контроль над своими ведомыми и сможет пожертвовать ими в критический момент. Информация о первых результатах программы ожидается в ближайшие 4 года.

 

Тысяча дронов Поднебесной

Между тем в Поднебесной вовсю прорабатываются концепции Роя — к счастью, пока гражданского. В прошлом году инженеры Ehang, компании, не так давно испытавшей в Дубае автономное аэротакси собственной разработки, сумели объединить в одну группу тысячу дронов. Управлялись все аппараты с одного пульта, в полёте беспилотники выстраивались в шесть разных формаций.

Как ожидается, на поле боя подобные алгоритмы позволят рою дронов провести детальную разведку местности, или, в случае необходимости, преодолеть огонь системы ПВО противника: даже если враг уничтожит большинство элементов Роя, его остатки доберутся до цели и довершат начатое.

Подобные идеи рассматриваются и в США — не так давно Управление стратегических возможностей министерства обороны США и командование авиационных систем ВМС провели испытания малых БЛА Perdix. Три истребителя F/A-18 Super Hornet в полёте выпустили 103 аппарата, которые объединились в “стаю”.

 

Азиатский тяжеловес

Помимо роя “малышей”-коптеров, в Поднебесной разрабатываются настоящие тяжеловесы — дроны, грузоподъёмность которых измеряется тоннами. Институт технической теплофизики Китайской Академии наук при поддержке других НИИ разработал БЛА АТ200, способный поднять в воздух порядка 1,5 тонн груза и лететь 8 часов на скорости 313 км/ч и высоте порядка 6 км.

Китайская компания Tengoen Technology вознамерилась побить международные рекорды: ориентировочно в 2020 году в воздух поднимется настоящий левиафан — дрон с 8 двигателями и грузоподъёмностью в 20 тонн. Как ожидается, дальность полёта новинки составит 7.5 тыс. км.

 

Выносливость и солнце

Китайский производитель гибридных генераторов для дронов Richenpower поставил мировой рекорд: его шестироторный гибридный БЛА продержался в воздухе 7 часов и 17 минут. Предыдущий рекорд принадлежит гибридному квадрокоптеру HYBRiX.20 производства Quaternium, который продержался в воздухе 4 часа 40 минут. О рекорде по длительности полёта свыше 4 часов заявлял и производитель дронов Skyfront.

Большинство потребительских БЛА в настоящее время способны оставаться в воздухе порядка 25-30 минут.

Мир крупных беспилотников подобными мелочами не ограничен. Новый китайский БЛА Caihong способен оставаться в воздухе чуть ли не годами: летает система на высоте 30 км со скоростью около 200 км/ч. Такие аппараты часто называют “атмосферными спутниками” или “псевдоспутниками”. Подробнее о них можно почитать по ссылке.

 

Битвы кораблей-носителей

Модульность и роение — будущее военных систем, связанных с применением беспилотников. Командование сил специальных операций США заказало у SOFTWERX разработку БЛА Thunderdrone — модульного дрона, способного объединяться в группы со своими “коллегами” в рамках совместного выполнения поставленных целей. Нагрузка и модули бортового оборудования легко меняются в зависимости от задач миссии.

Потенциальное применение новинки: радиоэлектронная и электронно-оптическая разведка, наблюдение, РЭБ и противодействие беспилотным системам противника.

Другой проект — “Гремлины” — выдает ещё одну потребность военных США: ВВС нужны беспилотники, способные развивать скорость порядка 0.8 Маха и оставаться в воздухе от 1 до 3 часов. Запустить группу из 8-20 таких аппаратов можно будет, например, с транспортника C-130 Hercules/Super Hercules — он же сможет подобрать их непосредственно в воздухе. “Фича” проекта — перекрестное взаимодействие “гремлинов” с другими системами, находящимися поблизости. Например, транспортник может оставаться за пределами дальности действия систем ПВО противника и запускать крылатые ракеты или беспилотники, передавая их под контроль находящегося далеко впереди дрона или F35, координирующего атаку.

Доставить дроны на поле боя можно при помощи РЗСО — в США активно разрабатывают систему Cluster UAS Smart Munition for Missile Deployment: “умный” кластерный боеприпас, запускаемый с наземной платформы и несущий на борту группу дронов-камикадзе, способных в нужный момент отделиться, захватить вражескую цель в прицел, спикировать на неё и уничтожить.

+ +

Смотрите связанные статьи Robo-педии:

  Публикации

Последние материалы

Метки
AGV ai BVLOS DARPA DIY DIY (своими руками) DJI Lely pick-and-place RPA VTOL аватары авиация автоматизация автомобили автомобили и роботы автономные аддитивные технологии андроиды анималистичные АНПА антропоморфные Арт архитектура аэромобили аэропорты аэротакси безопасность безработица и роботы беспилотники бионика бионические больницы будущее бытовые роботы вакансии вектор вертолеты видео внедрения роботов внутритрубная диагностика водородные военные военные дроны военные роботы встречи высотные выставки газ Германия глайдеры горнодобыча городское хозяйство господдержка гостиницы готовка еды Греция грузоперевозки группы дронов гуманоидные дайджест Дания доение роботизированное доильные роботы дом домашние роботы доставка доставка беспилотниками доставка и роботы дронизация дронопорты дроны Европа еда железные дороги животноводство жилище захваты земледелие игрушки идеи измерения Израиль ИИ ИИ - вкратце инвентаризация Индия Иннополис инспекция интервью интерфейсы инфоботы Ирак Иран искусственный интеллект испытания исследования история Италия Казахстан как заработать Канада квадрупеды кейсы киборгизация кино Китай коботы коллаборативные роботы колонки коммунальное хозяйство компании компоненты конкурсы конспекты конструкторы концепты кооперативные роботы космос культура курьезы курьеры лабораторные роботы Латвия лесоустройство лизинг линки логистика люди и роботы магазины машинное обучение медицина медицина и роботы металлургия мнения мобильные роботы мойка море морские мусор мусор и роботы навигация надводные наземные военные роботы налоги наука научные научные роботы необычные нефтегаз нефть Нидерланды Новая Зеландия Норвегия носимые роботы ОАЭ образование образовательная робототехника обучающие роботы общепит общепит и роботы общество Объединенное Королевство октокоптеры онлайн-курсы робототехники опрыскивание офисные охрана и беспилотники охрана и роботы парники патенты персональные роботы пищепром пляжи ПО подводные подводные роботы подземные пожарные пожарные роботы поиск полевые роботы полезные роботы полиция помощники Португалия порты последняя миля потребительские роботы почта право презентации пресс-релизы применение беспилотников применение дронов применение роботов прогнозы проекты производство производство дронов происшествия промышленность промышленные роботы противодействие беспилотникам псевдоспутники работа развлечения и беспилотники развлечения и роботы разгрузка разработка распознавание речи растениеводство регулирование регулирование дронов регулирование робототехники рекорды рисунки робомех робомобили роботакси роботизация робототехника роботрендз роботренды роботы роботы и автомобили роботы и мусор роботы и обучение роботы и развлечения роботы и строительство роботы телеприсутствия роботы-транспортеры робошум рои рой Россия Руанда сад садоводство сайт RoboTrends.ru сбор урожая сборка заказов сварка связь сделки сельское хозяйство сенсоры сервисные роботы синтез речи склады склады и роботизация соревнования сортировка сотрудничество софт-роботика социальная робототехника социальные социальные роботы спорт спорт и дроны спорт и роботы спутниковая статистика строительство судовождение США такси телеком телеприсутствие теплицы теплосети термины терроризм тесты технологии техносказки торговля транспорт транспортные роботы тренды трубопроводы трубопроводы и роботизация уборка Украина уличные роботы участники рынка фотограмметрия Франция химия хобби-беспилотники ховербайки Хождение цифры частоты чатбот шагающие роботы Швейцария Швеция шоу экзоскелеты эко-дроны экология электроника энергетика этика (робоэтика) Южная Корея юмор Япония

Подписка: RSS, Email, Telegram
  Информация