Поднебесная строит крупнейший в мире центр для разработки кораблей-роботов
02.04.2018Проект автономного сухогруза Jin Dou Yun вместимостью 500 тонн, Yunzhou-Tech, Чжухай.
Китай намерен занять лидерские позиции в области разработки роботизированных военных кораблей: к северу от специального административного района Поднебесной Макао появится крупнейшее в мире предприятие, которое сосредоточит усилия на разработки беспилотных морских систем.
Морской испытательный полигон Ваньшань, общая площадь которого составляет порядка 770 кв.км, получит всевозможные сенсоры, электрооптические системы и гидролокаторы: здесь пройдут испытания автономного руления, систем уклонения от столкновений и групп малых кораблей, способных действовать в составе роя.
До недавнего времени, Китай лидировал в области мирового кораблестроения по общему тоннажу сооружаемых судов: теперь Поднебесная намерена бросить вызов Японии и Южной Корее с точки зрения технологий и цепочки создания стоимости. И если сегодня Китай занимает третье место в мире по размеру флота, то к 2030 году у страны есть шансы взять первое место.
Логистическая компания HNAAN, Хайнань, сформировала альянс для развития автономного судоходства. Компания Cosco Shipping недавно получила первое судно с поддержкой автономности и дистанционного управления.
В декабре 2017 года китайцами было представлено автономное судно Tianxing-1 длиной 12.2 м, способное перевозить до 7.5 тонн.
Беспилотные корабли - важный элемент будущих систем морского сообщения. Разработками в этой области занимаются, например, в Rolls Royce, который не так давно заручился поддержкой Google.
Автономное судно строят в Норвегии. Доставка морем с помощью этого автономного судна должна будет заменить грузовые автомобильные перевозки, что сократит загрязнения окружающей среды продуктами сгорания дизтоплива. Новое судно, не использует балласт. Его приводят в движение электродвигателями, получающие питание от аккумуляторов. Планируется выпустить, испытать и ввести судно в эксплуатацию во второй половине 2018 года.
Комитет по безопасности на море (MSC) Международной Морской организации 7 июня 2017 года провел встречи, где обсуждался широкий спектр вопросов, включая вопросы вопросы безопасности в связи с планами беспилотной эксплуатации морских судов. Ожидаемое сокращение роли "человеческого фактора", как ожидается, будет тепло встречено страховыми компаниями. Но для этого страховым компаниям нужен прочный фундамент из соответствующей регуляторики, которую предстоит разработать в IMO. Как ожидается, телеуправляемые полуавтономные корабли-дроны начнут курсировать по морским маршрутам к 2020 году.
В России создание автономных суден пока что находится на уровне теории. Тем не менее, еще в 2015 году создана дорожная карта MariNet развития беспилотного морского транспорта в России. Ответственный - Минпромторг. Основные направления развития: цифровая навигация, инновационное судостроение, освоение ресурсов океана.
В долгосрочной перспективе корабли-дроны должны решить проблему нехватки кадров в секторе морских грузоперевозок - сегодня молодежь не спешит выбирать карьеру моряка, который проводит значительную часть жизни вдали от дома. Если роботизированное судно сообщит о возникших в ходе плавания серьезных проблемах, команду моряков и механиков на него можно будет доставить вертолетом. Вероятно, в будущем с таких судов можно будет убрать все лишние компоненты, связанные с дополнительными издержками - системы освещения, отопления и вентиляции, каюты команды и мостик, водопровод и т.д., сохранив только то, что необходимо будет ремонтникам и тем, кто станет проводить сервисное обслуживание. Рост числа робочелноков может привести к существенным изменениям мировой экономики - сокращению логистических издержек, а также зарплатного фонда команд вызовет общее удешевление перевозимых товаров.
+ +