У истоков промышленной революции: робо-руки
21.06.2018С момента, когда чешский писатель Карел Чапек “одолжил” у брата слово “робот” (robota переводится с чешского как “каторга”, “тяжелая робота” или “барщина”) и использовал его для описания искусственно созданных людей в пьесе R.U.R, прошло практически 100 лет.
Современный промышленный робот FANUC M-20i
Привычные нам “робо-руки” или манипуляторы, определившие контуры современного высокотехнологичного массового производства, появились порядка 60 лет назад. У истоков прорыва стоят два человека: американцы Джордж Девол (подавший патентную заявку о “программируемом изделии для перемещений” в 1954 году) и “отец робототехники” Джозеф Энгельбергер (сооснователь компании Unimation, представивший промышленному миру изобретение the Unimate).
Изображение: Google Patents.
“Программируемое изделие для перемещений” на поверку оказалась прадедушкой привычной нам робо-руки автоматических промышленных систем - впрочем, слова “робот” в заявке не упоминалось. В 1932 году Девол основал компанию United Cinephone, которая впервые задействовала фотоэлементы в машинном оборудовании. Интересно, что именно он впоследствии изобрел привычные нам автоматические двери.
В 1940-х Девол задумался о создании “машин, которые можно будет учить” - устройств, исполняющих перечень запрограммированных команд. Получив соответствующий патент, изобретатель приступил к работе по созданию “робо-руки” или “манипулятора”. В 1957 году Девол встретил Энгельбергера: последнего сразу же заинтересовала идея подобных роботов, что и привело к основанию компании Unimation и представления первой системы Unimate широкой публике.
Сооснователь лаборатории ИИ при MIT Марвин Минский представил “руку-щупальце” в 1958 году: устройство получило массу сочленений и отличалось впечатляющей гибкостью.
Изобретать и конструировать роботов всегда было проще, чем коммерциализировать и внедрять. Слово “робот” в то время использовалось в первую очередь в научной фантастике: производители, напротив, практически не обращались к подобной терминологии, опасаясь спугнуть потенциальных покупателей и спровоцировать негативную общественную реакцию и напрасные опасения.
Чем бы ни была система Unimate, устройство стоимостью $25 тысяч серьезно расширяло набор возможностей промышленного предприятия. Аппарат “запоминал” последовательности из 200 шагов, а главное - справлялся с тысячекратным повторением рутинных задач.
Первый прототип машины приобрела General Motors в далеком 1961 году. А уже в 1969 году рабочие компании устроили бунт, связанный с появлением автоматизированного предприятия в Лордстауне, Огайо - “роботы” вынудили людей трудится гораздо быстрее, чем в привычном им темпе. Гнев сотрудников отразился на производимой продукции: некоторые автомобили несли на себе скрытые повреждения, дефекты и прочие признаки вандализма. Вероятнее всего, именно этот момент стал переломным в истории роботизации: вместо повышения производительности труда людей, в GM погнались за минимизацией издержек и попытались выжать максимум из людей и оборудования.
Настоящий успех ждал Unimation за пределами США: клиентами компании стали Nokia, Fiat и Kawasaki Heavy Industries - эти компании сыграли существенную роль в подъеме японского автопрома и робототехники в 1980-х. Профсоюзы и чудовищная бюрократия не позволили США своевременно использовать накопленный технологический потенциал: Америка не воспользовалась преимуществами лидера и основателя новой производственной парадигмы.
Несмотря на изобретение и популяризацию концепции промышленной робототехники, Unimation не получала серьезных прибылей до 1975 года, а затем и вовсе оказалась раздавлена конкурентами.
Корни автоматизации тесно переплетены и с боулингом: кеглеустановочные машины избежали гнева рабочих и профсоюзов, а американская компания AMF приобрела патент и представила миру первые полуавтоматические пинсеттеры в 1937 году. В 1958 году компания представила миру систему Versatran - ключевого конкурента Unimate.
Возможно, именно боулинг стал “праотцом” современных форм взаимодействия людей и роботов: машины автоматизируют рутинные, скучные и монотонные операции, а также освобождают клиентов от излишнего общения с незнакомцами. Сегодня аналогичный подход используется в некоторых заведениях общепита и логистических сервисах, несказанно улучшая жизнь интровертов, а в будущем его роль существенно возрастет.
Интересно и то, как мечты отдельных изобретателей и популяризаторов машин и науки легли в основу современной промышленной революции: машины способны окончательно положить конец эксплуатации человека человеком, лишив труд людей товарной ценности и открыв миру дорогу в новый Золотой век.
По материалам: