В поисках техносчастья: немцы ставят на искусственный интеллект
20.11.2018Германии удавалось удерживать одно из лидирующих мест в гонке высоких технологий, однако в последние годы страна начала отставать от ИИ-гигантов. Теперь немецкие власти задумались о трансформации национальной цифровой инфраструктуры и грузного бюрократического аппарата.
В 2013 году Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель назвала Интернет “новой территорией” - спустя пять лет, страна, наконец, собирается присоединиться к вечеринке. В период до 2025 года немцы намерены вложить порядка $3.93 млрд в развитие технологий, связанных с искусственным интеллектом - как ожидается, примерно столько же вложат частные инвесторы.
На первый взгляд цифра кажется весьма внушительной, впрочем, до сих пор немцы в ИИ практически не вкладывались. Для сравнения Китай рассчитывает создать индустрию ИИ объемом $150 уже к 2030 году. Уверенно вкладываются в соответствующие технологии и англичане - с 2015 по 2017 годы приток финансирования лондонских стартапов, компаний и разработчиков вырос по меньшей мере на 200%.
Новая немецкая цифровая стратегия включает в себя следующие основные отрасли:
- Повышение “цифровой грамотности” граждан любого возраста.
- Формирование общенациональной инфраструктуры высокоскоростного интернета.
- Внедрение решений, основанных на технологиях искусственного интеллекта и “цифровизация” рабочего места в рамках дальнейшего развития Индустрии 4.0.
- Сохранение рабочих мест и этики в эпоху цифровой трансформации.
- Частичная “подчистка” немецкого бюрократического аппарата и приведение его в соответствие с реалиями современности.
По данным Ernst and Young, 55 из 100 наиболее прибыльных немецких предприятий относятся к производственному сектору. Неплохо если измерять успех по лекалам прошлого века, однако в современном мире поделенных рынков и исчерпаемых ресурсов на первый план выходит добавленная стоимость. Для сравнения, 20 лидирующих американских компаний относятся к отраслям IT и медиа.
Критиковать немцев не приходится - вложения в ИИ могут стать для страны своеобразным “билетом на поезд в будущее”, пусть и приобретенным в последний момент. Впрочем, успех будет зависеть не только от вложенных усилий и средств, но и от темпов внедрения соответствующей стратегии.
Лондонский успех по формированию ИИ-хаба связан, в том числе, и с тем, что по меньшей мере 13 высших учебных заведений готовят будущих специалистов по соответствующим направлениям. Немецкая стратегия подразумевает создание рабочих мест по меньшей мере для 100 профессоров, так или иначе связанных с цифровыми технологиями.
Кроме того немцы рассчитывают на возвращение лидирующих позиций в области высоких технологий - бренд “Made in Germany” должен охватить и ряд высококлассных цифровых продуктов. Интересно будет посмотреть и на то, как традиционная немецкая закрытость во всем, что хоть как-то затрагивает личные данные и приватность, столкнется с прозрачностью процессов современности. Остается надеяться, что новая трансформация пройдет мягче, чем 90-е годы, когда биографии целого поколения немцев дрогнули и исказились под воздействием очередного переформатирования действующей парадигмы.
За немцев можно порадоваться - в случае с ИИ, любые подвижки можно отнести к категории “лучше поздно, чем никогда”. Мир меняется, и скорость протекания ключевых процессов продолжает расти. Многие страны до сих пор действуют в устаревшей парадигме экспансии и борьбы за рынке. И это при том, что делить уже практически нечего - основные возможности для дальнейшего развития скрыты во внутренней структуре и потенциале.
Эскалация этого тренда предвещает весьма непростое будущее. В ближайшие годы физические роботы, виртуальные скрипты и боты начнут генерировать значительную долю товаров и ценностей тогда как число источников заработка для простых людей существенно сократится. В таких условиях распределение ресурсов между членами общества станет одним из главных камней преткновения современности.
Стоит ли говорить о том, что государства, опоздавшие на поезд развития ИИ и робототехники, рискуют стать резервациями современных индейцев, поскольку не смогут предложить развитым конкурентам ничего им интересного. Ресайклинг, рекуперация и возобновляемые источники энергии минимизирую даже возможности торговли ископаемыми ресурсами.
По материалам: