Робомобили: истинная цена
15.12.2018В ближайшие 20-30 лет значительная доля транспорта неизбежно подвергнется роботизации. Между тем, столь тектонические изменения общественного уклада требуют гораздо больших вложений, чем могут себе позволить стартапы и даже гиганты автопрома - а потому многие из них обращаются за помощью к городам, государствам и федеральным правительствам. Отдельные контракты вызывают ряд вопросов о том, можно ли отнести инвестиции в робомобили к наилучшим вариантам применения общественных средств.
До последнего времени, стоимость автономных робомобилей по большему счету оставалась загадкой - производители делились подобными данными крайне неохотно. Свои ценники раскрыли стартап Силиконовой долины Drive.ai и французский EasyMile.
- EasyMile запрашивает свыше $27 тысяч в месяц за аренду одного автономного электрошаттла. При заключении договора на 5 лет, цена снижается до $8 тысяч в месяц. Иными словами, годовая эксплуатация одного робокара обойдется городу в $324 тысячи или в $96 тысяч соответственно.
- Drive.ai запрашивает $14 тысяч в месяц за оранжевый минивэн - в случае подписания пятилетнего контракта, эта цифра упадет до $12.9 тысяч. Годовая аренда обойдется в $168 тысяч и $154.8 тыс. соответственно.
Обе компании обязуются обслуживать и ремонтировать поставленные робокары в период соглашения.
Дорого? Безусловно. Найдутся ли те, кто заплатит? Безусловно.
- Американский штат Род-Айленд приобрел подписку для города Провиденс на 2019 год - сумма сделки составила $800 тысяч, $300 тыс. из которых покроет федеральный грант.
- Арлингтон, седьмой по численности населения город штата Техас, арендовал 3 робокара Drive.ai сроком на 1 год: город заплатит 20% от общей суммы в $435 тыс. - остальное покроет федеральный грант.
Новости о том, что расходы на первичное развертывание сети городских робокаров ложатся на плечи городских администраций и налогоплательщиков, вызывают справедливые опасения аналитиков и экспертов. В частности, отдельные специалисты полагают, что подобные инвестиции негативно повлияют на расходы небогатых граждан, привыкших полагаться на метро и автобусное сообщение. Существует риск возникновения ситуации, в которой властям придется выбирать, следует ли им поддерживать существующую инфраструктуру в надлежащем состоянии или вкладывать средства в популистские хайтек-проекты.
Правительственное финансирование может стать ключевым драйвером для развития сетей автономного транспорта в будущем. Развертывание таких систем изменит привычную нам логистику - что, в свою очередь, негативно отразится на традиционных форматах городской транспортировки. Ничего страшного в этом нет - потенциальные выгоды существенно превышают любые инвестиции.
Роботизация транспортных систем - это вопрос времени, а не экзистенциального выбора человечества. В ближайшие годы мы увидим рост потока инвестиций в автоматизацию транспортных систем - следом за бюджетами чиновников в отрасль потянутся и частные деньги. Мы живем в интересные времена - в ближайшие годы нас ждет множество перемен к лучшему. И это не может не радовать.
По материалам: