Роботизация: Робокары и развивающиеся страны: возможно ли?
04.06.2019Waymo разрабатывает одни из наиболее совершенных на сегодняшний день робокаров, а Tesla совершенствует ассистивное ПО Autopilot. Там, где “сводный брат” Google делает ставку на лидары и стремится убрать из авто руль и педали, Tesla “учит” робомобили “смотреть” на дорогу простыми камерами: современные версии системы водителя не заменят, зато сэкономят ему массу нервов и повысят общий уровень комфорта при движении по автомагистралям.
Большинство современных робокаров капризны и “локализованы” - автоматика затачивается под законодательство, дорожную разметку и иные особенности тех стран, в которых роботы проходят испытания.
Машины любят порядок: автоматика пасует там, где водители-люди маневрируют нелогично, нарушают или вовсе игнорируют правила дорожного движения. Такая ситуация наблюдается, например, в Нигерии или Вьетнаме.
В условиях близкой к хаосу дорожной ситуации, люди сжимают зубы, сигналят, орут и совершают опасные маневры, адаптируясь к любым изменениям - ничему из этого роботов не учили. Кроме того, дороги бедных стран нередко остаются белыми пятнами на современных навигаторах и картах - точность разметки и картографирования также оставляют желать лучшего.
Во многих развивающихся странах полицейские регулируют трафик “вручную”, давая водителям инструкции, противоречащие знакам и светофорам. Подобный подход введет в замешательство даже лучшие современные робомобили. В некоторых местах светофоры и вовсе не работают. Вопросы вызывает и навигация по подтопленным грунтовым дорогам и испорченному дорожному покрытию: водители-люди прилагают немалые усилия к тому, чтобы избегать ям и выбоин.
Робомобили нуждаются в детальных картах: кроме того, им требуется информация о высоте бордюров, местах временных объездов, расположении дорожных знаков и светофоров. Собирать и транслировать в систему всю необходимую информацию могли бы те же роботы, однако для этого им требуется качественная инфраструктура.
Обязательный этап на пути к развертыванию систем автономного транспорта - интеграция технологий беспроводной связи, а в идеале - систем 5G. Стоит ли говорить о состоянии таких систем в большинстве развивающихся стран?
Роботизация транспортного сообщения бедных и развивающихся государств представляется крайне сложной и дорогой задачей. Вероятнее всего, такие страны попытаются достичь прорывов в иных областях роботизации - например, в области дронизации логистики. БЛА не нуждаются ни в качественном покрытии, ни в дорогостоящей инфраструктуре. Для того, чтобы повторить прорывы “на земле”, разработчикам робокаров придется представить принципиально-новую систему, отличающуюся от большинства существующих аналогов.
По материалам:
+
За новостями робототехники и ИИ удобно следить в