Турецкие дроны: новая веха современной войны?
20.03.2020Новости о ходе турецкой военной операции “Весенний щит” частенько сопровождались изображениями беспилотников Anka-S - несмотря на потерю нескольких аппаратов, турецкие военные отметили критическую роль дронов в достижении военных успехов в регионе.
Дизайн аппаратов Anka навевают мысли об американских “Хищниках” и “Жнецах” - у турецких беспилотников те же характерные детали: V-образный хвост, носовой сенсорный “шар” и толкающий винт.
Эксперименты Турции с дронами и начало разработки перспективных БЛА начались в 1990-е годы - тогда страна закупила у Израиля несколько разведывательных аппаратов IAI Heron. Сперва турки оснастили Heron отечественными тепловизорами и сенсорными системами, а в 2012 году национальная программа развития БЛА получила значительное финансирование - решению способствовал отказ США от поставок туркам ударных БЛА. Разработками занялись в компании TAI. Первой моделью стал аппарат ANKA, вскоре появился более совершенный Anka-S.
Anka-S, TAI, Турция, изображение:
Аппарат Anka-B поднялся в воздух в 2015 году - дрон получил планирующий боеприпас с лазерным наведением MAM-L (дальность поражения цели колеблется в диапазоне от 500 метров до 8 км).
Актуальная на 2020 год версия аппарата Anka-S имеет следующие ТТХ:
- Максимальный взлетный вес: 1.6 т
- Полезная нагрузка: 200 кг
- Продолжительность полета: 24 часа
- Потолок высоты: 9 км
- Максимальная скорость: 220 км/ч
Один командный пункт контролирует до шести БЛА Anka-S - управление осуществляется по защищенному спутниковому каналу, что позволяет использовать аппараты даже в условиях радиоэлектронной борьбы со стороны противника. Дроны способны перемещаться по запрограммированным “контрольным точкам”, взлетают и садятся в автономном режиме, а в случае потери связи совершают автономную посадку в заранее заданном месте.
В ходе операции “Весенний щит” турки использовали Anka-S чаще, чем аппараты конкурирующей компании Kale Baykar Bayraktar TB2 - вероятнее всего, подобный подход объясняется повышенной грузоподъемностью Anka-2 и его большей эффективностью.
TAI разрабатывает двухмоторную версию аппарата Anka-2 (также известную как Aksungur) - как ожидается, БЛА получит 230-килограммовые бомбы, повышенную “выносливость” и дополнительные сенсоры.
ANKA Aksungur, TAI, Турция
Новинка пока что способна подниматься на высоты порядка 7000 м (в планах - увеличить этот показатель до 12000 м), расчетная продолжительность полета - от 24 часов, а главное - способна поднять на борт до 750 кг, включая разведывательный модуль. По утверждению разработчиков, все ключевые системы дрона производятся на территории Турции.
В Kale-Baykar идет разработка тяжелого беспилотника Bayraktar Akinci.
Bayraktar Akinci, Kale-Baykar, Турция
Это серьезная машина, полезная нагрузка - 1.35 тонны, высота полета - до 12000 м. Беспилотник разрабатывался, начиная со второй половины десятых годов. Использует двигатели, выпускаемые в Украине - AI-450С. 2 двигателя, 5-лопастные пропеллеры, скорости около 450 км/ч. Первые испытания начались в декабре 2019 года.
Успех Anka-S и развитие Anka-2 Aksungar, разработка Bayraktar Akinci, равно как и развитие интегрированных высокоточных микробоеприпасов, делает Турцию единственным конкурентом Китая в области экспорта бюджетных ударных дронов. При этом, многие клиенты Китая отказались от дальнейших закупок дронов Поднебесной, ссылаясь на низкое качество аппаратов и проблемы в области обслуживания.
Следует отметить, что ничего “сверхъестественного” в турецких БЛА нет - основной эффект от их применения был связан с низким качеством организации сирийской ПВО, высокой эффективностью турецких систем РЭБ, эффектом неожиданности и атаками на цели технологически отсталого противника с большой высоты. Аппараты отлично заменяют пилотируемую авиацию, исключают риски для личного состава и минимизируют экономические потери - во всем остальном речь идет о медлительных низколетящих дронах, уязвимых к большинству средств ПВО и видимых на любых радарах. Очевидно и то, что основные потери турецких противников были связаны не с ударами беспилотников, а с точными и согласованными действиями турецкой артиллерии и РСЗО, огонь которых корректировали операторы дронов.
Несмотря на то, что ряд изданий и аналитиков заговорили о применении Турцией “роя дронов”, речь шла о малочисленной группировке аппаратов, значительная часть которых оказалась сбиты в ходе операции. Как правило, одновременно в воздухе находилось не более 6 машин.
США и Китай развивают более перспективные проекты - будущее войны предусматривает использование многочисленных роев дешевых “расходных” БЛА, незаметных высокоскоростных автономных бомбардировщиков, дронизованных истребителей, интегрированных с массой гетерогенных систем барражирующих боеприпасов и с ведомыми дронами, поддерживающими пилотируемые самолеты.
Следует отметить, что дроны региональных держав одновременно участвуют в двух войнах - в “реальной” и в экономической, причем их роль на экономическом фронте оказывается гораздо более значимой, чем отголоски устаревших “игр в солдатиков”. В частности, каждый сбитый противником аппарат - это не только потеря десятков миллионов долларов, но и репутационные издержки, связанные с отказом потенциальных клиентов от дальнейших закупок дронов. Успехи БЛА, напротив, формируют долгосрочную рекламную кампанию национального ВПК.
По материалам:
----
За новостями летающих беспилотников удобно следить в