Momenta: коммерциализация автономных роботакси стартует в 2024 году
14.07.2020Новостная лента пестрит громкими обещаниями и масштабными анонсами по теме робомобилей: Tesla планировала (и до сих пор планирует) развернуть сеть роботакси в 2020 году, китайская Pony.ai, получившая поддержку Toyota, открыла коммерческий сервис роботакси в двух городах, но беспилотники по-прежнему подстраховывают водители-люди, а Didi тестирует сервис роботакси в Шанхае.
В 2018 году стартап Momenta оценивался в $1 млрд - сейчас предприятие анонсирует достижение полной автономности отдельных роботакси к 2022 году, а к 2024 году намерено запустить коммерческий сервис роботакси.
Большинство компаний-производителей формируют флотилии “вхолостую”: гонка к коммерциализации испаряет бюджеты, а победит в ней тот, кто сумеет продержаться до финиша - вернее, до начала массового развертывания роботакси. Формирование крупной флотилии кажется неподъемной задачей даже для гигантов вроде Baidu - до сих пор сколь-либо серьезные цифры называли лишь в Waymo.
В марте 2019 года Uber сообщили о намерении довести численность флотилии робокаров до 75 тысяч единиц до конца года и охватить сервисом роботакси 13 городов к 2022 году - в некоторые моменты ежемесячные расходы подразделения, занимавшегося робокарами, достигали $20 млн.
Представители Momenta сохраняют оптимизм и сообщают о стабильном притоке средств, который продержится по меньшей мере 3 года - к 2018 году компании удалось привлечь свыше $200 млн. Своим успехом Momenta частично обязана государственной поддержке со стороны Китая - Поднебесная активно поддерживает высокотехнологичный бизнес, связанный с 5G, ИИ и роботакси. В июне 2020 года Momenta получили лицензию на поездки робокаров с пассажирами по дорогам общего пользования в Сучжоу.
В отличие от гигантов вроде Waymo, Momenta полагается на сторонние технологии и данные - стартап плотно сотрудничает с автопроизводителями и местной властью. В ближайшее время представители Momenta рассчитывают задействовать инфраструктуру сетей 5G для удаленного мониторинга и обеспечения безопасности робокаров и их пассажиров - вероятнее всего, в первое время живые водители будут присматривать за группами из десяти робокаров.
К 2024 году Momenta рассчитывают минимизировать затраты и выйти на окупаемость беспилотного проекта - в случае, если все пойдет по плану, охват сервиса выйдет далеко за пределы Сучжоу.
В соответствии с заветом Маска, Momenta не используют дорогостоящие лидары, опираясь на бюджетные сенсоры: hd-камеры и радары миллиметрового диапазона. Основные партнеры Momenta - NXP, Nvidia и Texas Instruments - предположительно, будущее стартапа определит торговая война между США и Китаем.
Momenta продает ПО оригинальным производителям оборудования - как только робокары выедут на улицы, в закрома стартапа станут стекаться бесценные данные, обработка которых обеспечит требуемые обновления софта.
Передача сбора данных клиентам несет определенные риски - собственниками накопленной информации становятся автопроизводители. Впрочем, по словам представителей стартапа, клиенты сохраняют заинтересованность в обмене данными.
Momenta разрабатывают HD-карты для робокаров Toyota, а в числе крупных инвесторов стартапа отметился Daimler.
По материалам:
Несмотря на оптимизм, который продолжают излучать все, кто всерьез занимается темой робомобилей, объективному наблюдателю следует признать - сроки срываются и сдвигаются, и по-прежнему нет уверенности, что в ближайшие несколько лет может появиться безопасный и автономный роботизированный транспорт. Современным технологиям до этого не хватает “чуть-чуть”, но есть ощущение, что без серьезного прорыва в подходах, этого “чуть-чуть” так и будет не хватать до появления действительно автономного и безопасного транспорта, сколь бы масштабными не были многочисленные испытания.
--