Будущее военной авиации: тандем автономных и телеуправляемых систем
11.03.2021В августе 2020 года стало известно о намерениях ВМС США разработать палубный самолет, призванный заменить стареющие F/A-18E/F/G Super Hornet и Growler к середине 2030-х годов. Примечательно, что летный образец самолета шестого поколения, созданный в рамках программы NGAD, уже совершил первый полет - вероятно, морякам предложат сочетать пилотируемый F-35 с другим, более современным, пилотируемым аппаратом.
В случае, если речь пойдет о появлении пилотируемой платформы в 2030-х годах, самолет устареет еще до начала массового производства: возможности дронов растут с каждым годом, а системы с элементами ИИ получают все больше критически-необходимых “компетенций”.
В 2020-м году, ИИ, представленный командой разработчиков из Heron Systems, выиграл у пилота американских ВВС с позывным “Banger” 5 симулированных воздушных боев из 5. Примечательно, что на момент начала поединка, ИИ уже располагал “опытом”, полученным более чем в 4 млрд симуляций. Растущие возможности алгоритмов дополняются очевидными физическими особенностями самолетов, уязвимостью которых зачастую становится пилот. В частности, беспилотник может совершать гораздо более агрессивные маневры, подвергаться более значительным перегрузкам, а при необходимости - рисковать или жертвовать собой с холодным машинным спокойствием. Компьютер не устает сидеть в тесной кабине, не теряет бдительности и получает информацию с массы сенсоров, в том числе и тех, что находятся за пределами самолета. Отказ от пилота-человека высвобождает место и позволяет разработчикам экспериментировать с формой дронов, а устранение живого “узкого места” ускоряет реакцию бортовых систем на изменения и угрозы окружающей среды.
Современный воздушный бой выигрывают не гибкость, творческий подход и интуиция, а ракеты, запущенные в нужный момент и с верного расстояния. Запускать их могут и беспилотники - это дешево, безопасно для людей и удобно для конструкторов, которые могут адаптировать форму и начинку дрона исключительно под выполняемую задачу.
Еще в 70-е годы прошлого века ВМС США наделили системы Phalanx высокой степенью автономности - считалось, что в эпоху растущей ракетной угрозы, моряки попросту не успеют среагировать и вовремя отразить вражеский залп. Очевидно, что за 50 лет численность и опасность угроз существенно возросли - речь идет, в частности, о лазерных, гиперзвуковых и иных перспективных системах вооружения.
Критики дронов полагают, что качество существующих ИИ-систем еще не достигло уровня пилотов-профессионалов, а сами аппараты уязвимы для хакерских атак, средств РЭБ и перехвата управления. Между тем, речь идет о самолетах, которые поступят на службу по меньшей мере через несколько лет, которых может хватить как для доработки существующих алгоритмов, так и для серьезных прорывов в области разработки систем с элементами ИИ. Отметим, что взломанный или “ослепленный” F-35 отличается от дрона лишь наличием на борту заложника-человека.
Телеуправляемые и полностью автономные дроны, а также системы с элементами ИИ - это не только будущее авиации, но и будущее войны в целом. Разговоры об этике автоматизации боевых систем устарели по меньшей мере на 50 лет - самонаводящиеся ракеты, автоматические комплексы противоракетной обороны, барражирующие боеприпасы и ряд иных военных разработок указывает на то, что пока конфликт остается одной из основ человеческого “БИОСа”, щит и меч продолжат свою бесконечную гонку, принимая самые причудливые формы.
Совершенствование боевых систем, появление высокоточных боеприпасов и замещение живых людей роботами дает надежду, что региональные конфликты станут своеобразным игровым полем для операторов боевых машин и представителей ЧВК, тогда как большинство обывателей изолируется от темы и займется чем-нибудь созидательным.
По материалам:
--