В США разрабатывают новую систему предотвращения столкновений в воздухе ACAS sXu
08.01.2023Проблема предотвращения столкновений в воздухе всегда была актуальной, но превращение беспилотной авиации в массовое явление, подняла актуальность решения этой проблемы на еще более высокий уровень. Есть несколько векторов решения, в частности, в США рабочая группа MITRA и ее партнеры создали и испытали новую бортовую систему предотвращения столкновений. За что получили престижную награду.
В авиационном законодательстве США предусматривается юридическая обязанность - все летающие объекты, грузовые самолеты, коммерческие авиалайнеры, частные самолеты, должны иметь возможность избегать столкновений с другими летающими объектами.
В отношении летающих беспилотников, БЛА, дронов и как там их еще называют, сохраняется ситуация, что проблема уклонений от столкновений до сих пор не решена. Особую сложность проблемы придает разнообразие БЛА, которые могут быть вертолетами длиной в несколько дюймов, готовыми к вылету в любую секунду, а могут быть высотными машинами, маневрирующими подобно пассажирскому авиационному судну. Конструкции и размеры БЛА очень разнообразны, а их количество обещает быть намного большим, чем число бортов всех видов традиционной авиации. В этих условиях создание универсальной системы предотвращения столкновений для БЛА, представляет из себя непростую задачу.
В отношении летающих беспилотников, БЛА, дронов и как там их еще называют, сохраняется ситуация, что проблема уклонений от столкновений до сих пор не решена. Особую сложность проблемы придает разнообразие БЛА, которые могут быть вертолетами длиной в несколько дюймов, готовыми к вылету в любую секунду, а могут быть высотными машинами, маневрирующими подобно пассажирскому авиационному судну. Конструкции и размеры БЛА очень разнообразны, а их количество обещает быть намного большим, чем число бортов всех видов традиционной авиации. В этих условиях создание универсальной системы предотвращения столкновений для БЛА, представляет из себя непростую задачу.
Команда операторов FFRDC, включая MITRE, Лаборатория Линкольна MIT и Лаборатория прикладной физики Университета Джона Хопкинса, нашли решения, которое поможет FAA решить проблему.
Системы предотвращения столкновений в воздухе
FAA занимается созданием и улучшением систем предотвращения столкновений в воздухе с 1955 года. Центр разработки передовых авиационных систем (CAASD) MITRE вместе с другими перечисленными выше участниками сыграли ключевую роль в разработках. В 1981 году MITRE тесно сотрудничала с FAA и другими организациями для разработки и запуска системы предотвращения столкновений TCAS, которую сегодня используют коммерческие авиакомпании.
С появлением небольших самолетов, космических аппаратов, БЛА и ростом применения коммерческого авиатранспорта, Национальная система воздушного пространства стала более сложной. Стали проявляться проблемы, связанные с тем, что TCAS была разработана для работы с более крупными частными, военными и коммерческими самолетами. Ответом на это стали разработки FAA новых подходов, которые бы охватили всех пользователей воздушного пространства, обобщенных в усовершенствованной системе предотвращения столкновений (ACAS или по-русски БСПС).
"TCAS, хотя и является хорошей системой, ограничена в своих возможностях и не очень поддается масштабированию", - говорит инженер MITRE Брайан Паттерсон. "ACAS охватывает все, чем была старая система, и даже больше".
Разрабатываются версии ACAS для коммерческих самолетов (ACAS Xa), больших дронов, подобных тем, которые военные используют для транспортировки грузов или других целей (ACAS Xu), в разработке версия для вертолетов (ACAS Xr). При этом небольшие беспилотники все еще оставались нерешенной проблемой.
Чтобы решить эту проблему, команда разработала новый вариант системы, известный как ACAS sXu, позволяющий БЛА обнаруживать и отслеживать другие находящиеся поблизости летающие судна и либо выполнять необходимый маневр, либо сообщать об угрозе внешнему пилоту (если он есть).
Система состоит из двух основных частей. Во-первых, модуль наблюдения и слежения, который предоставляет информацию о других летающих объектах, включая их местоположение, размер и траекторию движения. Во-вторых, модуль разрешения угроз, использующий собранные данные для планирования и исполнения возможных маневров уклонения.
Как и в случае с любой новой системой, основной вопрос - это вопрос о ее работоспособности, в принципе? Может ли новая система повысить безопасность и надежность воздушного пространства?
MITRE провела независимые оценки безопасности каждой составляющей средств предотвращения столкновений, от вертолетов до военных БЛА и даже небольших пассажирских самолетов.
MITRE провела независимые оценки безопасности каждой составляющей средств предотвращения столкновений, от вертолетов до военных БЛА и даже небольших пассажирских самолетов.
Используя детализированные компьютерные модели и реальные полетные данные, в MITRE могут проверять, будет ли система работать безопасно еще до того, как начнется ее использование в реальных условиях.
Когда же можно будет загрузить систему ACAS sXu в бортовой компьютер вашего беспилотника?
Пока что ответа нет. Хотя стандарт ACAS sXu считается "окончательно доработанным" на конец 2022 года, в FAA все еще разрабатывают политику и процедуры для производителей.
В России также разрабатывают различные системы контроля за воздушным движением. В то же время, еще рано говорить об их повсеместном внедрении. В частности, не решен вопрос с обязательностью бортового транспондера или системы обязательного уклонения от столкновений.
Источник:
--