Стандартизация. Утвержден стандарт на БАС для ЧС
07.07.2023В России приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии утвержден новый национальный стандарт ГОСТ Р 70802-2023 «Беспилотные авиационные системы для обеспечения пожаротушения, аварийно-спасательных и других работ, выполняемых в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий. Общие требования». Об этом сообщает
В действие он войдет с 1 декабря 2023 года. ГОСТ Р 70802-2023 разработан ФГБУ ВНИИПО МЧС России совместно с ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России в рамках деятельности технического комитета по стандартизации №274 «Пожарная безопасность» (ТК 274) при участии технических комитетов по стандартизации «Робототехника» и «Авиационная техника».
Его запуск, вероятно, создаст немалые проблемы в ближайшие месяцы для пожарных и в целом для МЧС, где уже не первый год пробовали осваивать беспилотные системы для перечисленных целей. Теперь инициативы сменятся на стандартизованный подход. В чем-то это хорошо, в чем-то нет.
Перечислю возможные минусы:
- Ограничение инноваций. Установленные жесткие правила и требования могут затруднять апробацию новых идей и внедрение новых технологий. Жесткое следование стандартам, их редкий пересмотр могут приводить к застою.
- Сокращение выбора вариантов устройств, т.к. они должны будут в дальнейшем осуществляться в рамках стандартов.
- Соблюдение стандартов может требовать дополнительных затрат, например, на замену уже имеющихся изделий на новые, соответствующие стандарта, переобучение персонала. Также возникает вопрос сертификации - это уже дополнительные расходы для производителей.
Какие плюсы называют в сторонники стандартизации:
«Разработка стандарта осуществлялась с целью установления количественных значений показателей и требований к конструкции, обеспечивающих единообразие при производстве БАС, применяемых для обеспечения пожаротушения, аварийно-спасательных и других работ, выполняемых в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий на территории Российской Федерации. Основными задачами являлось повышение технических характеристик, улучшение технологичности производства, качества и надежности создаваемых БАС на уровне, соответствующем современным отечественным и зарубежным достижениям науки и техники».
В стандарте оговорено, что БАС - это 2 и более БВС различного типа с комплектом сменных унифицированных целевых нагрузок различных типов, необходимых для решения таких задач, как:
- средств наземного обеспечения полетов;
- передвижного пункта управления БАС на базе образца автомобильной технике, соответствующего физико-географическим условиям района применения;
- станции внешнего пилота - в мобильном варианте;
- портативных (индивидуальных) терминалов, обеспечивающих прием информации от БВС в реальном масштабе времени;
- средств отображения и визуализации получаемой информации в режиме реального времени.
Отмечается, что «в зависимости от вновь выявленных особенностей выполнения конкретной задачи состав компонентов может быть расширен».
Применение ГОСТ Р 70802-2023 позволит установить единообразные подходы и оптимальные требования к созданию беспилотных авиационных систем для обеспечения пожаротушения и аварийно-спасательных работ, а также унификацию конструкции, взаимозаменяемость их составных частей и элементов. Стандарт также призван упростить процессы проектирования, изготовления, закупки и последующей эксплуатации БАС.
Развитие стандартов по применимым в различных сферах беспилотных летательных аппаратов, как ожидается, будет способствовать и реализации положений принятой Правительством Российской Федерации Стратегии развития беспилотной авиации на период до 2030 год и на перспективу до 2035 года. В частности, в России уже действует национальный стандарт по применению беспилотных воздушных судов при выполнении земляных работ.