Аэротакси стали коммерчески доступным видом транспорта?
06.01.2024Заголовок наверное слишком оптимистичен. На деле пока что имеем первые коммерческие полеты китайского аэротакси Ehang EH216-S, первая демонстрация коммерческого полета состоялась 28 декабря 2023 года в Гуанчжоу.
Можно ли рассчитывать на широкое распространение этого вида транспорта в ближайшие годы? Не уверен, поскольку тому есть ряд причин-ограничений.
Первое и основное - инертность мышления людей, принимающих решения. Современное законодательство и инфраструктура ориентированы на пилотируемую авиацию. В этом сегменте все весьма архаично, далеко от автоматизации и массовости. И это будет самым существенным препятствием для распространения аэротакси еще многие годы.
Другие ограничения лежат в технической плоскости. Это, в частности, малая грузоподъемность и малое дальнодействие летающих электротакси. EH-216S обеспечивает дальнодействие в 35 км, этого может быть достаточно, чтобы добраться от города до аэропорта, но недостаточно, чтобы для многих жителей перемещаться из города на дачу и обратно. В меньшей степени ограничивающим фактором является грузоподъемность - 216S пожет поднять 370 кг, причем число пассажиров ограничено двумя людьми - а как быть семьям с детьми?
Несмотря на то, что электрический дрон с его 16 пропеллерами шумит намного меньше, чем вертолеты, он также создает изрядный шум, несравнимый с шумом от двигателя современного автомобиля. Пока над нашими головами изредко проплывает одно аэротакси в день - можно даже поумиляться технопрогрессу. Но если в небе образуются "воздушные коридоры", своего рода виртуальные конвейеры или "воздушные автострады", где аэротакси и грузовые дроны будут идти сплошным потоком, наши города и пригороды станут еще менее комфортным местом для жизни и отдыха.
Хотя надежности аэротакси уделяют немалое внимание, нет сомнений в том, что если их использование будет массовым, неизбежны будут и различного рода отказы и аварии - при отключении двигателей аэротакси по той или иной причине, гравитация обеспечит падение аппарата на замлю - и соответствующие угрозы для жизни людей и инфраструктуре в городе и пригородах.
Для массового применения аэротакси, как и в случае с вертолетами, желательно использование посадочных площадок. Какой будет стоимость их использования в условиях города? Не задерет ли она стоимость использования аэротакси на уровень, который не позволит сделать этот вид транспорта массово востребованным? Если таких площадок будет мало - это негативно скажется на удобстве пользования аэротакси. В самом деле, кому нужно аэротакси, к месту парковки которых требуется вначале добираться на автомобиле?
Тем не менее сторонников идей развития аэротакси как массовой транспортировочной системы не убавляется. На этом поле активно много компаний, включая Joby, Wisk Aero и Hexa / Lift.
В 2023 году исполнилось 100 лет с момента создания первого аэромобиля - в 1922 году в Испании был построен автожир Aerogiro, в январе 1923 года он совершил первый полет в Мадриде. За 100 лет эти аппараты так и не стали массовым видом транспорта. Смогут ли электрические дроны изменить эту ситуацию? Пока что сомнительно.