XLUUV - подводные роботы с большим и очень большим водоизмещением
XLUUV - это аббревиатура от eXtra Large Unmanned Underwater Vehicle, то есть подводного беспилотного средства большого размера.
Назначение может быть различным в зависимости от полезной нагрузки. Например: исследование морского дна, морских ресурсов, морской геологии, подводных коммуникаций; мониторинга окружающей среды. Весьма вероятно также использование в военных целях, например, для обнаружения и уничтожения подводных мин и подводных лодок в автономном режиме.
LDUUV - подводные беспилотные средства с большой дальностью действия. Зачастую также относятся к классу XLUUV.
Наиболее заметные проекты на 2023 год:
более подробная версия
Участники рынка
Россия
Гармония-GUIDE; электрическая;
Витязь-Д
Клавесин-2P-PM
Сарма-Д
Австралия
Anduril Industries, Австралия
Ghost Shark XL-AUV
2024.04 Королевский военно-морской флот Австралии (RAN) в сотрудничестве с Anduril Industries, Advanced Strategic Capabilities Accelerator (ASCA) и Группой оборонной науки и технологий (DSTG) представили первый прототип нового дрона подводного наблюдения Ghost Shark. Программа Ghost Shark реализуется с опережением графика. Считается, что это заметно повышает обороноспособность Австралии. В рамках контракта стоимостью $140 млн идет совместная разработка и строительство трех сверхбольших подводных аппаратов XL-AUV за 3 года.
производитель неизвестен, Австралия
SeaWolf, совместный к Канадой проект; дизель-электрический
производитель неизвестен, Австралия
SpearTooth, LDUUV; электрический
Великобритания
производитель неизвестен, Великобритания
Autosub 6000, электричесский
Cetus XLUUV; электрическая
Herne XLAUV; электрическая
Индия
производитель неизвестен, Индия
IRGC XLUUV; дизель-электрическая
Индонезия
PT PAL, Индонезия
KSOT; дизель-электрическая, 37.3 тонны, 15 метров, ширина - 2.2 м, глубины до 350 м, скорость 5 узлов с возможностью разгона до 9 узлов.
2025.11.06 Индонезия подтвердила ударные возможности своего XLUUV. АНПА KSOT произвел успешный пуск торпеды
Канада
Cellula Robotics, Канада
Solus XR, 12 м, электрическая, на водородных топливных элементах
и другие
2024.04.07 На днях Cellula Robotics, известная своими АНПА с повышенной автономностью и дальнодействием, использующими водородные топливные элементы, заключила договоренности с компанией Metron, работающей на ВПК США. У этой компании есть наработки в области применения ИИ в АНПА для управления различными миссиями.
Китай
Производитель неизвестен, Китай
HSU-001, Китай
Норвегия
Производитель неизвестен, Норвегия
Hugin; электрическая
США
Лидер рынка XLUUV по числу компаний, которые занимаются темой и по числу разработок.
Boeing, США
Orca / Echo Voyager
фото: Boeing, 2023.12
производитель неизвестен
Snakehead LDUUV; электрическая
Франция
Naval Group, Франция
OUDD (Oceanic Underwater Drone Demonstrator), Naval Group
2024.07.13 OUDD (Oceanic Underwater Drone Demonstrator, Naval Group) – аппарат длиной около 10 метров, весом около 10 метрических тонн. Автономность – около недели. Примерно 5-7 отсеков для размещения полезной нагрузки. 7-лопостной винт.
Южная Корея
Hanwha System, Южная Корея
ASWUU, Hanwha System.
Япония
Агентство оборонной техники Японии
название неизвестно
2024.01 Агентство оборонной техники Японии разрабатывает АНПА XLUUV. На картинке так называемый "базовый модуль", его длина - 10 метров. Его начинка - то, что необходимо XLUUV для работы под водой, включая навигацию и активное движение. В головном модуле содержатся датчики, необходимые для навигации, в энергетическом модуле - литий-ионные батареи, в хвостовом модуле - подруливающие устройства и рули. (Фото: Такеюки Аябе).
Полезная нагрузка разместится в дополнительных модулях, которые увеличит длину АНПА до 16 метров. Одним из таких модулей будет "модуль установки подводного оборудования". С его помощью, как планируется, будут устанавливаться датчики мониторинга узлов подводной связи. Кроме испытаний в специальном бассейне (35 х 30 м глубиной 11 м), разработчики "испытывают" также цифровую модель АНПА в виртуальном пространстве. В отличие от американской XLUUV Orca, автономность которой определяется применением в ней гибридной энергетической установки (дизель-электрогенератора), японский аппарат пока что полностью аккумуляторный, что снижает его автономность и дальнодействие. Разработчики экспериментируют с топливными элементами, поскольку им хотелось бы добиться большей автономности АНПА.
Эта разработка вряд ли войдет на флот Японии, ее задача - проверить возможность создания работоспособных и полезных подводных роботов в форм-факторе XLUUV.
Новости
2024.04.07 На днях Cellula Robotics, известная своими АНПА с повышенной автономностью и дальнодействием, использующими водородные топливные элементы, заключила договоренности с компанией Metron, работающей на ВПК США. У этой компании есть наработки в области применения ИИ в АНПА для управления различными миссиями.
2024.01 На картинке так называемый "базовый модуль", его длина - 10 метров. Его начинка - то, что необходимо XLUUV для работы под водой, включая навигацию и активное движение. В головном модуле содержатся датчики, необходимые для навигации, в энергетическом модуле - литий-ионные батареи, в хвостовом модуле - подруливающие устройства и рули. (Фото: Такеюки Аябе).
Полезная нагрузка разместится в дополнительных модулях, которые увеличит длину АНПА до 16 метров. Одним из таких модулей будет "модуль установки подводного оборудования". С его помощью, как планируется, будут устанавливаться датчики мониторинга узлов подводной связи. Кроме испытаний в специальном бассейне (35 х 30 м глубиной 11 м), разработчики "испытывают" также цифровую модель АНПА в виртуальном пространстве. В отличие от американской XLUUV Orca, автономность которой определяется применением в ней гибридной энергетической установки (дизель-электрогенератора), японский аппарат пока что полностью аккумуляторный, что снижает его автономность и дальнодействие. Разработчики экспериментируют с топливными элементами, поскольку им хотелось бы добиться большей автономности АНПА.
Эта разработка вряд ли войдет на флот Японии, ее задача - проверить возможность создания работоспособных и полезных подводных роботов в форм-факторе XLUUV.
2023.06.18 большого подводного беспилотника XLUUV. Naval Group надеется, что исследования в течение 9 месяцев помогут изучить основные варианты применения и системную архитектуру беспилотного подводного аппарата. Компания разрабатывает свое решение с 2016 года. Наиболее интересный узел - система автономного принятия решение ADC, бортовой мозг робота.
Длина аппарата 10 метров, но она может быть увеличена до 25 метров за счет размещения дополнительных батарей или силовых остановок. Водоизмещение - 10 тонн. Среди миссий, которые будут тестироваться - противоминные меры, противолодочная война (с использованием торпеды F21 компании HWT), развертывание подводных мин. с французским роботом. \\
Смотрите связанные статьи Robo-педии:
Смотрите связанные статьи Robo-педии:
Публикации по теме:
06.11.2025 Индонезия подтвердила ударные возможности своего XLUUV. АНПА KSOT произвел успешный пуск торпеды
01.11.2025 Американская Anduril открывает предприятие по серийной сборке XL-AUV в Австралии
17.10.2025 Индонезийская PT PAL впервые представила прототип автономной подлодки KSOT
07.04.2024 Водородные топливные элементы и бортовой ИИ - перспективные направления развития АНПА?
02.11.2023 Kongsberg Discovery начал ходовые испытания нового АНПА Hugin Endurance
14.09.2023 Англичане представят демонстратор сверхбольшого АНПА в 2024 году


















