Водородные топливные элементы и бортовой ИИ - перспективные направления развития АНПА?
07.04.2024Канадская компания Cellula Robotics развивает тему применения на подводных роботах водородных топливных элементов вместо традиционных электрических аккумуляторов.
Одно из преимуществ использования водорода по сравнению с АКБ - можно добиваться куда большего дальнодействия при сохранении сравнительно небольших размеров АНПА. Водородные топливные элементы компактнее и легче Li-Ion батарей при сравнимых возможностях запасания энергии.
У компании уже готов ряд платформ, самая крупная - это АНПА XLUUV Solus XR.
Этот аппарат может автономно выйти из одного порта и прибыть в другой, на другом материке. Он может использоваться в различных целях, от сбора океанографических данных до проверки целостности подводных кабелей, противоминной борьбы и противодействия подводным лодкам противника.
Краткие параметры:
- Длина: 12 м
- Секции: 1,7 х 1,7 м
- Водоизмещение: 25500 кг (в зависимости от конфигурации)
- Дальнодействие: 5000 км
- Автономность: более 45 дней
- Максимальная скорость: 8 узлов
- Складывающаяся в подводном состоянии мачта
- Модульная полезная нагрузка до 2500 л. Может включать АКБ для увеличения максимальной скорости, морской якорь и другие виды нагрузок.
- Перевозка: в стандартном 40-футовом контейнере
Применение топливные элементов вместо Li-Ion аккумуляторов позволяет получить такое преимущество, как практически неограниченное время хранения энергии в подводном состоянии. Из минусов отмечу большие требования к наземной инфраструктуре, по сравнению с применением обычных АКБ.
Работая с Solus XR, можно обойтись без судна сопровождения, для его перевозки достаточно обычного тягача с прицепом. АНПА можно спускать на воду с использованием обычной аппарели для лодок.
Наиболее перспективной отраслью для применения таких решений выглядят океанография и морская энергетика. И, конечно, различные военные применения.
Solus XR проходил ходовые испытания в районе Ванкувера в 2023 году.
Компания Cellula Robotics активно взаимодействует с разработчиками ИИ для управления АНПА из разных стран - США, Великобритании и Австралии.
Крупнейшая оборонная компания Великобритании BAE Systems анонсировала сотрудничество с Cellula Robotics, в рамках которого партнеры проверят работу платформы Cellula Roboti с «мозгами» BAE Systems. Демонстратор под названием Herne погрузится под воду во второй половине 2024 года.
На днях Cellula Robotics заключила договоренности с компанией Metron, работающей на ВПК США. У этой компании есть наработки в области применения ИИ в АНПА для управления различными миссиями.
Эта новость - повод для разработчиков АНПА в очередной раз задуматься о двух стратегически важных направлениях развития подводной робототехники - переходе на водородные топливные элементы и внедрении ИИ-платформ в системы управления и сбора информации АНПА. Как и в случае с любым другим роботом, АНПА без ИИ - это существенное ограничение потенциальных возможностей платформы. \\
(Все фото в публикации - их уважаемых авторов).