Беспилотники с дефибриллятором могут спасти тысячи жизней!
22.11.2016Идея не новая, дефибрилляторы дронами предполагала доставлять Google в США, а в Нидерландах в 2014 году разработали специализированный беспилотник со встроенным дефибриллятором. Однако первое внедрение БЛА в практику оказания первой помощи мы, возможно, увидим в Канаде.
В этой стране также задумались над доставкой дефибрилляторов по воздуху для оказания помощи людям, испытывающим остановку сердца. Это можно организовать так: как только поступает экстренный вызов с места событий, от свидетелей происшедшего или от индивидуальной системы мониторинга сердечной активности, местные службы медицинской помощи задействуют грузовые беспилотники. Аппараты способны достигать нужного места автономно (если позволит регулирование) или в режиме телеуправления. Операторы колл-центра по-телефону, с которого пришел вызов, объяснят людям, оказавшимся рядом с пострадавшим, порядок применения дефибриллятора, и останутся на связи до прибытия команды парамедиков. В сельской местности дрон доберется до пострадавшего быстрее скорой (или пожарного расчета), а учитывая то, что при остановке сердца человека счет идет на минуты, дроны могут спасти немало жизней.
Если у человека перестало биться сердце, его еще можно спасти при помощи разряда дефибриллятора - однако доставить соответствующее оборудования к пациенту нужно очень быстро - за считанные минуты! Канадские парамедики не всегда успевают на место вызова - увы, даже в этой стране выживают лишь 10% людей, у которых остановка сердца произошла вне стен больницы (следует уточнить, что речь идет не о сердечном приступе, а именно об остановке сердца - с этим диагнозом каждый год сталкиваются более 40 тысяч канадцев).
Наибольшие проблемы возникают у жителей сельских и малонаселенных районов, куда скорая помощь может добраться лишь через десятков минут после вызова.
Инженер Торонтского университета Тимоти Чан (Timothy Chan) надеется спасти немало жизней - для этого он предлагает использовать беспилотники! Исследователь представил компьютерные модели размещения точек потенциального базирования дронов, оснащенных дефибрилляторами, которые могли бы оказаться в нужных районах вовремя, в отличие от команд скорой помощи. В некоторых случаях это ускорило бы время реагирования вдвое или более!
По данным Heart and Stroke Foundation, когда сердце человека останавливается, каждая следующая минута промедления при проведении реанимационных мероприятий снижает шанс выживания на 7-10%. Для крупных канадских городов, время прибытия скорой или пожарной бригады в заданную точку составляет порядка 10 минут, в сельских районах - более 20 минут.
Команда специалистов из Университета Торонто провела анализ 56 тысяч случаев остановки сердца в Южном Онтарио за период свыше 9 лет. Каждый кейс был подвергнут анализу на предмет того, спасло бы пациента вмешательство БЛА.
В модели предложена “сеть” из 81 базы с 100 беспилотниками в 8 муниципалитетах агломерации Большой Торонто. Исследователи пришли к выводу, что при таком размещении в 90% случаев дрон мог бы достичь пациента более чем вдвое быстрее, чем реанимобиль. В сельской местности БЛА доберется до предельно удаленного места за 9 минут (для скорой этот показатель превышает 19 минут) в 90% случаев, в городских условиях помощь пришла бы за 4 минуты (вместо обычных 10).
Разработчики планируют внедрить систему в рамках службы экстренной помощи 911. Дронами будут управлять квалифицированные пилоты. Пилот доставит дрон со специализированным оборудованием до порога дома, откуда исходит вызов, а оператор колл-центра объяснит по телефону, как провести дефибрилляцию.
Разумеется, подход поможет лишь тем, кто не находился в момент остановки сердца дома один. Система не окажется обременительной для операторов колл-центров - они уже инструктируют звонящих на предмет того, что делать при экстренных родах и как проводить сердечно-легочную реанимацию.
Несмотря на то, что идея может показаться многим футуристичной и в чем-то утопической, требуемые технологии существуют уже сегодня. Дроны могут лететь со скоростью свыше 100 км/ч даже в суровых канадских погодных условиях, а их грузоподъемности хватит, чтобы доставить дефибриллятор в заданную точку.
Стоимость одного беспилотника с достаточной грузоподъемностью, который, возможно, будет использоваться в городке Ренфрю Каунти, составляет порядка $10 тысяч. Управлять беспилотником может оператор, однако аппараты с современным автопилотом способны добраться до нужного места и самостоятельно.
К сожалению, по действующему канадскому законодательству, оператор обязан постоянно держать беспилотник в поле зрения. А для использования дронов весом от 25 кг для выполнения работ и проведения исследований необходимо получить специальный сертификат. Впрочем можно получить и специальное “исключительное разрешение” для некоторых полетов, проектов и испытаний. Парамедики Ренфрю Каунти используют БЛА для осмотра мест происшествий с 2014 года, однако им до сих пор не выдали разрешение на полеты дрона за пределами линии видимости оператора.
Представители службы уже приступили к переговорам с Transport Canada и производителем БЛА Indro Robotics, клиенты которого ранее уже получали “зеленый свет” от регулятора.
Подобные инновации сокращают разрыв между уровнем безопасности горожан и жителей сельской местности. Шанс выжить при остановке сердца в мегаполисе в некоторых местах достигает 12%, однако в сельских районах он не превышает 5%. Канадские власти потратили десятки миллионов долларов на то, чтобы тысячи дефибрилляторов были распределены по хоккейным каткам, аэропортам и другим местам в стране, однако лишь 20% случаев остановки сердца происходят в публичных местах. Для остальных 80% спасение может прийти, в буквальном смысле, с небес. Учитывая невысокую стоимость системы, хотелось бы когда-нибудь увидеть её и в России.
+ +
Подключайтесь к нашему каналу в Telegram