Дроны и роботы спешат на помощь утопающим
26.05.2017Можно с уверенностью говорить о все более активном развитии такого направления использования беспилотников и роботов, как спасение и защита жизни людей.
По оценкам китайской компании DJI, специализирующейся на производстве гражданских беспилотников, за последние 10 месяцев по меньшей мере 59 жизней были спасены гражданскими беспилотными летательными аппаратами в 18 различных инцидентах. Это в среднем одна жизнь в неделю. Примечательно, что 20 человек (34%) были спасены использующими беспилотники гражданскими лицами, а не специально обученными людьми. В основном, БЛА помогают находить потерявшихся людей, но в ряде случаев они доставляли потерпевшим медикаменты, спасательные жилеты и веревки.
Не на последнем месте в списке дронов-спасателей беспилотники, занимающиеся помощью утопающим, а также людям, провалившимся под лед. Вспомнить хотя бы о разрушительной серии наводнений в начале декабря 2015 года в Индии. Тогда в различных средствах массовой информации упоминалось о десятках семей (общей численностью до 200 человек), которые были замечены и спасены с помощью БЛА. По официальной статистике во время наводнения дроны помогли спасти 31 человека.
В преддверии лета 2017 года и начала пляжного сезона мы решили разобраться, какие компании занимаются разработкой дронов, специально предназначенных для спасения утопающих и есть ли где-то случаи постоянного их использования? На исчерпывающую полноту статья не претендует, но примерную картину происходящего создать поможет.
Реализованные проекты
Передовиком в области практического использования летающих беспилотников для спасения на водах, похоже, является Испания.
В 2015 году компанией Trabajoscondron S.L. был реализован проект, финансируемый Vodafone, по оснащению беспилотными аппаратами спасательных служб пяти пляжей в Испании: Кабопино (Марбелья), Рибадеселья (Астурия), Исла (Кантабрия), Картахена (Мурсия) и Бенальмадена (Малага).
Дрон TCD оснащен тепловизором, что позволяет использовать его в том числе в условиях плохой видимости и в темное время суток. БЛА предназначено для доставки тонущему индивидуального спасательного средства - поплавка (дрон может доставить сразу два поплавка), что может позволить утопающему продержаться на воде до прибытия спасательной шлюпки или спасателя.
В 2016 году городской совет Торревьехе (Аликанте, Испания) запустил сервис Salvadrón - два мультикоптера, летающие над пляжами. Устройства снабжены камерами и передают картинку операторам. Также на борту есть светодиодный прожектор и система громкоговорящей связи с для общения с людьми, оказавшимися в опасности. Система разработана компанией SALVADRÓN TECHNOLOGY. В проект вложено €17,990.
Осенью 2016 года прошли предварительные испытания дрона для туристического побережья Куните (Таррагон, Испания). Разработчик устройства - Даниэль Ольмо. По его словам, беспилотник может пролетать над морем расстояния до 1,5 км. Со скоростью до 70 км/ч дрон приближается к тонущему и сбрасывает в непосредственной близости от него "поплавок", способный удержать на плаву до трех человек. Дрон также передает картинку происходящего на пульт управления. Дрон начали использовать в рамках совместной инициативе местной полиции и гражданской защиты. Поэтому на беспилотник возложена также отвественная задача - трижды в день облетать пляж, чтобы проанализировать состояние морского побережья и поведение купающихся.
Проекты спасения утопающих в поисках инвестиций
Летом 2016 года состоялись совместные испытания дрона MD4-1000, Microdrones и Ассоциации немецких спасателей (DLRG).
Беспилотник доставлял "тонущему человеку" в Эльбе самонадувающийся в воде плотик, за который можно держаться в ожидании спасетелей. На борту находится два таких плотика. Корпус дрона выполнен из углепластика, на борту - цифровая камера, позиционирование по GPS. Проект пока не внедрен в практику спасения на водах в Германии, нет финансирования.
Стартовавший в 2015 году проект Ryptide - это разработанное Билом Пьедро совместно с группой студентов из частной школы King Low Heywood Thomas в Коннектикуте устройство на базе Arduino, которое можно добавить на борт практически любого хобби-дрона, например, DJI Phantom. Механизм получает команды по тому же радиоканалу, который предназначен для управления подвеской внешней камеры. Нажатием кнопки тонущему человеку сбрасывается самонадувающийся при контакте с водой спасательный круг SOLAS (600 мм) с плавучестью 18 кг. Вес круга - 385 граммов. Механизм позволяет сбросить до 4 спасательных кругов последовательными нажатиями одной кнопки на пульте ДУ беспилотника.
В будущем предполагается усовершенствовать устройство, добавив в его конструкцию ИК-чувствительную камеру, которая поможет найти тонущего в условиях плохой видимости.
Устройство также можно использовать, например, для доставки веревки человеку, провалившемуся под лед.
Ориентировочная цена устройства сброса - $99. Проект уже собрал на
В 2017 году с помощью дрона Versilio, оборудованного видеокамерой, микрофоном и громкоговорителем, итальянские спасатели планировали указывать потерявшимся в море путь к берегу, инструктировать и поддерживать их до тех пор, пока не прибудет помощь. Грузоподъёмность дрона позволяла также доставить утопающему спасательный круг или жилет. Разработчик - Роберто Сантини.
Летом 2014 года компания RTS Ideas 4 дня проводила испытания на Каспии, выполнив 13 "спасательных" полетов в разное время суток. Беспилотник Pars, разработанный компанией, может летать со скоростью до 25 км/час и несет на борту три спасательных круга, которые сбрасывает по команде оператора.
БЛА оснащен LED-прожекторами. Максимальное время полета - 10 минут. Максимальная скорость - 36 км/час. Аппарат может базироваться на береговом спасательном пункте или плавающей док-станции. Ориентацию в пространстве для возвращения к месту базирования робот осуществляет по GPS.
В 2015 году компания Green Solution и занимающаяся дизайном дронов компания Х-Cam совместно разработали морской спасательный БЛА под названием Perseo («Персей»). Беспилотник оснащен сбрасываемым спасательным плотиком, модулем GPS, камерой GoPro и светодиодной подсветкой.
Испытания БЛА проводились на пляже в Чили. Компания собиралась заняться разработкой бизнес-модели использования своего продукта. Странно, разве это не делают до начала проекта?
Концепты, разработки
Беспилотник Amphibious Joint Lifeguard UAV планируется оснастить встроенной камерой, микрофоном и динамиком. На пляжах должны быть установить специальные опоры, где разместятся всего готовые к полету беспилотники. Заряд их аккумуляторных батарей поддержат солнечные батареи на корпусе. В отличие от большинства других спасательных решений Amphibious по-задумке сможет приземлиться на воду рядом с тонущим человеком, превратившись в своего рода буй, за который можно ухватиться или даже на него забраться. Дрон может самостоятельно доставить человека к берегу. Беспилотник победил в конкурсе Red Dot Design Award 2016. Автор концепта - Sarsenbek Hazken.
Ученые из Технического университета в Мюнхене (TUM) в сотрудничестве с Мюнхенским университетом прикладных наук и Wasserwacht (немецкой службой спасения на водах) разрабатывают метод быстрого поиска утопающих при помощи беспилотника X-Star, Autel. Идея проекта состоит в том, что дрон будет автономно летать над контролируемым районом в поиске людей, которые могут тонуть. Координаты и изображение с камеры беспилотника постоянно передаются на пульт ДУ, например, на планшет. Также ученые работают над улучшением сенсора дрона, чтобы увеличить глубину видимости в воде. Возможно, цифровой оптический сенсор заменят системой на базе лазера.
В комплект будет входить также базовая станция для зарядки аккумуляторов беспилотника, поскольку батареи хватает только около 20 минут полета. На случай любых возможных отказов у воды будут обустроены специальные аварийные посадочные площадки. Конечная цель проекта – создать беспилотник, способный автономно находить людей, нуждающихся в помощи.
Не только спасение утопающих
Купающихся спасают не только когда они тонут. Есть и другие опасности, требующие вмешательства спасателей, например, акулы.
В 2016 году правительство Австралии приняло решение о том, что прибрежные воды Нового Южного Уэльса будут патрулироваться с помощью дронов Westpac Little Ripper Lifesaver. Беспилотники должны будут следить за появлением и перемещением акул. Кроме того, дрон сможет при необходимости доставлять людям, попавшим в опасную ситуацию, капсулы с медикаментами, плавсредствами и репеллентом от акул.
Оборудование разрабатывалось на средства правительства и Westpac, одного из крупнейших банков Австралии. В мае 2017 года первый дрон стоимостью $50 000 долларов был подарен Surf Life Saving NSW бизнесменом Ньюпорта Маркусом Блэкмором для осуществления патрулирования на Bilgola Beach (Австралия). Автор проекта – компания Ripper Group. Компания продолжает поиск инвесторов для дальнейшего производства и внедрения дронов.
Есть и другие разработки, на которых не будем останавливаться подробно
В России также уже были эксперименты по использованию беспилотников для доставки тонущим спасательных средств. Экспериментами занимались, например, в 2016 году в МЧС, но, похоже, применялись зарубежные разработки. О случаях внедрения в реальную повседневную практику спасения на водах в России пока что слышать не приходилось, денег порой не хватает даже на сооружение наблюдательных вышек, не то что на летающую технику.
Какие выводы можно сделать, читая обо всех этих попытках. У спасения на водах с помощью беспилотников безусловно есть будущее. Какие просматриваются плюсы и минусы подобных проектов.
Плюсы
- Возможность быстро прибыть в заданную точку за счет высокой скорости полета
- При оснащении тепловизорами - возможность работы в темноте и в условиях плохой видимости
Минусы
- Высокие инвестиции на разработку и обслуживание
- Необходимость обучения технического персонала
- Невозможность работы при сильном ветре или дожде
Не только по-воздуху - надводные спасательные роботы
Рассказывая о дронах, спасающих тонущих людей, нельзя не упомянуть и о разработанном американской компанией Hydronalix спасательном аппарате Emily. Этот аппарат призван спасать людей, которые не в силах преодолеть прибой.
По сути, Emily - это мобильный буй, оснащенный 1-киловаттным электродвигателем, работающим на аккумуляторах, одной зарядки которых хватает на преодоление дистанции до 130 км. Лодка с легкостью справляется с волнами прибоя, развивая скорости до 48 км/ч. Мощность устройства позволяет ему спасать до 5 человек одновременно.
Управление роботом осуществляется с пульта ДУ с радиусом действия в 730 метров. Лодка запускается как с берега, так и с любого транспортного средства, включая вертолеты. Аппарат оснащен громкоговорителем и микрофоном. На нем можно доставлять потерпевшим предметы первой необходимости. Длина Emily - 121 сантиметр, корпус лодки производится из пара-арамидного волокна типа Кевлар, а водометный движетель полностью безопасен для спасаемых людей. Вытягивать робота с уцепившимися за него людьми предполагается за трос, который он тяул за собой, выдвигаясь к тонущим.