В США ищут консенсус в области регулирования беспилотников
07.08.2017В США решается вопрос об отслеживании гражданских беспилотников. Инициатором усиления контроля выступает полиция, ссылаясь на многочисленные опасные инциденты, связанные с появлением любительских беспилотников не в том месте и не в то время, где им следовало бы быть. Кроме того, постоянно высказываются опасения, связанные с тем, что любительские беспилотники без особых сложностей могут вооружаться и использоваться в террористических целях. В этих условиях от регулятора требуется изрядная гибкость и дальновидность, - ставки в игре весьма высоки.
Решать проблему предлагается по нескольким направлениям. Среди основных можно выделить следующие.
Во-первых, это регистрация БЛА с целью идентификации их владельцев. Мера, эффективность которой вызывает сомнения - вряд ли люди, готовящие теракт пойдут регистрировать свой беспилотник, который они могут купить на вторичном рынке, или смастерить из запчастей. Кроме того, на сегодняшний день требование регистрации в США, выдвинутое ранее регулятором FAA (регулятором гражданской авиации) признано незаконным по решению суда Нью-Йорка в мае 2017 года.
Во-вторых, полиция хотела бы, чтобы каждый беспилотник, поднимающийся в небо США, был оснащен радиомаячком (как минимум), а в идеале передавал бы информацию о дроне, его владельце, координатах, скорости и векторе движения. Активисты общественных организаций, например, представитель Drone User Group Network, уверены, что подробная информация такого рода - это нарушение приватности, но готовы согласиться на требование оборудования всех дронов недорогими и легкими радиомаячками, благо есть миниатюрные образцы такого оборудования. При условии, что цена таких маячков не превысит пары долларов, что не создаст финансовых проблем любителям мультикоптеров. Такие устройства уже создаются, например, радиопередатчик, разработанный в uAvionix, США, размером с десятицентовую монетку.
Регулятор, напротив, хотел бы отслеживать все перемещения беспилотников и как можно точнее. Сейчас до 30 сентября 2017 года в США идут переговоры FAA с более, чем 70 представителями различных участников рынка БЛА. После этого в FAA приступят к выработке новых правил. За ужесточение требований выступают также силовые структуры, справедливо опасающиеся лавинообразного роста проблем, если не принять меры к идентификации.
Частичное согласие между общественниками и регулятором найдено - стороны, похоже, достигли договоренности по выделению в отдельную категорию небольших хобби-беспилотников, которые не представляют такой опасности, как более грузоподъемные модели, способные взять на борт бомбу или пригодные для слежки за кем-либо.
Хотя новые требования пока что не были оглашены, примерно понятно, что полиция хотела бы получить возможность идентифицировать любой беспилотник в воздухе, как номера автомобилей позволяют идентифицировать того, кому эти номера выданы. А также получить его точные координаты.
От результата дебатов будет зависеть многое. Прежде всего, темпы развития беспилотной индустрии США, причем они безусловно окажут влияние и на темпы развития экономики страны в целом.
Кроме необходимости регулировать хобби-беспилотников с их миллионами пользователей, потребуется также как-то разбираться с планами Alphabet X (Project X) и Amazon Prime Air, которые планируют активно использовать куда более мощные дроны в коммерческих целях. Как ожидается, реализации их планов должно сопутствовать развертывание системы, которая сможет обеспечивать мониторинг или регулирование движения таких беспилотников. Такую систему разрабатывают, например, в NASA. Телекоммуникационные компании, такие как Verizon и T-Mobile активно участвуют в обсуждении регулирования. Им, разумеется, хотелось бы, чтобы именно сети сотовой связи использовались бы для управления и отслеживания перемещений беспилотников.
Операторы беспилотников готовы согласиться на трекинг, но хотели бы, чтобы данные были доступны только офицерам полиции или другим официальным лицам, которым требуется соответствующая информация, но не хотели бы, чтобы все данные обо всех полетах загружались бы какие-то национальные системы сбора информации, а также занимают позицию против сообщения точного местоположения каждого беспилотника. В общем и целом сообщество пользователей беспилотниками США готово предоставлять меньше данных, чем сейчас предоставляет пилотируемая авиация. Так что консенсус еще только предстоит найти.
Поиск решения усугубляется тем, что в США постоянно растет число индидентов, связанных с БЛА по мере того, как все новые люди обзаводятся этими устройствами. Нельзя забывать и об угрозе терроризма с использованием беспилотников. А потому вряд ли стоит ожидать чересчур мягкого в плане требований регулирования темы.
+ +