Восход "Хищника"

27.07.2018

В годы Холодной войны обстоятельства складывались не в пользу дронов: несмотря на потребность в повышении выживаемости летчиков и относительный технологический паритет враждующих сторон, системы РЭБ того времени практически похоронили идею массового использования беспилотников: лишенные каналов связи и управления, аппараты “слепли и глохли”.

Относительную целесообразность сохраняли лишь БЛА, способные следовать по заранее запрограммированным траекториям и снимать вражеские позиции в полностью автономном режиме.

Между тем, качественные беспилотники нуждались в крайне дорогом оборудовании, дроны росли в размерах, однако их реальная эффективность оставляла желать лучшего.

В 1990-е годы парадигма полностью изменилась. Войны стали более точечными, оружие - гибким и “избирательным” (насколько этот термин вообще можно применять к системам вооружения), а специфика Югославского конфликта впервые потребовала от американских ВВС продолжительного присутствия и наблюдения с воздуха, а не привычных мер “эпизодической разведки”.

Пилотируемые аппараты не могли оставаться в нужном квадрате часами, а спутники отличались предсказуемыми орбитами, медлительным перебазированием и “окнами”, когда та или иная область оставалась скрыта от глаз американского “орла”. Отдельно стоит упомянуть и погодные условия, подчас до нуля снижающие эффективность спутников.

Войны на Балканах указали на несовершенство систем ПВО новых противников - воздух стал более “безопасным”, а потому, в 1992 году американские военные специалисты сосредоточились на новой доктрине, в рамках которой ВВС понадобились дроны с большой продолжительностью полета. В ответ на потребности американских военных, появился MQ-1 Predator ("Хищник").

Беспилотник "Хищник" (MQ-1 Predator), США. Источник фото.

 

Впервые легендарный “Хищник” встал на крыло в 1994 году, а уже через год дроны приняли участие в ряде операций в воздушном пространстве Боснии.

“Хищник” стал международным символом беспилотной военной авиации, а конструкция планера, высокая мощность двигателя при умеренных оборотах, низкий расход топлива и малая вибрация на долгие годы обеспечили аппарату тотальное превосходство среди аналогов.

В феврале 2001 года “Хищник” получил острые когти: дрон обзавелся парой противотанковых управляемых ракет AGM-114 «Хеллфайр». В годы войны во Вьетнаме, проблемы веса и размера дронов решались просто - шасси и все прочие “лишние” элементы отправлялись “за борт”, что затрудняло запуск и посадку аппаратов.

Разработчики наделили “Хищников” легким высоким шасси, а облегченная конструкция обеспечила возможность оставаться в воздухе в течение дня, барражируя со скоростью порядка 130 км/ч на высоте 3.6-4.5 км.

Стоимость аппарата варьировалась в зависимости от модификации: в 2003 году один “Хищник” обходился американским налогоплательщикам в $3.2 млн, а в 2011 - уже в $4.03 млн. В то же время, час полета стоил порядка $3.2 тыс.

Максимальная взлетная масса MQ-1 составила 1020 кг, предельная скорость - 217 км/ч, дальность полета - 740 км, максимальная продолжительность - до 40 часов. Практический потолок высоты - около 8 км.

Такие ТТХ сделали “Хищника” звездой конфликтов, последовавших за Холодной войной. И хотя MQ-1 по-прежнему больше напоминал TDR-1, чем современные пилотируемые боевые самолеты, критическим новшеством стала электроника и ряд новых технологий: именно они позволили аппарату оставаться в воздухе свыше 24 часов кряду без присутствия на борту человека.

Прорывы ПО и “железа” даровали “Хищнику” стабильность в любых погодных условиях, упростили управление дроном, позволили бортовой аппаратуре обращаться к системе GPS (во Вьетнаме самолеты с легкостью промахивались по запланированным целям на 10-12 км) и оптимизировали фазы взлета и посадки.

“Хищник” стал первой ласточкой, с которой в наш мир ворвался “онлайн”. На смену необходимости оставаться “на линии” с управляемым аппаратом пришли спутниковые каналы связи, а армия получила немыслимую в те годы гибкость: небольшая команда передового аванпоста могла поднять MQ-1 в воздух и передать управление дроном другим специалистам, например, операторам, осуществляющим поддержку конкретного подразделения.

Людям больше не требовалось сидеть в кабине и бороться со сном - команды операторов получили возможность штатно чередоваться за рулями управления контрольной станции в рамках фиксированного рабочего для. Существенно сократилась и численность обслуживающего персонала аппаратов.

Новые методы связи позволили американским военным получать информацию из любой точки мира практически в режиме реального времени.

К концу 90-х годов, существенно возросли возможности сенсорных систем: появились камеры с высоким разрешением, а также доступные по цене системы для ночной съемки. Тепловизоры и лазерные дальномеры стали следующим шагом, обострившим “зрение” и “рефлексы” “Хищника”.

Появление подобных систем преобразило подход к ведению военных действий - на смену планированию и импровизациям пришла гибкая адаптация, подразумевающая исчерпывающий охват происходящих на поле боя событий, их детальный анализ и реакцию в реальном времени.

В былые годы пилоты и операторы были единственными очевидцами происходящих событий - позднее к ним присоединялась разведка. Развитие технологий изменило все: “глазами” одного “Хищника” на цель в теории могла смотреть добрая половина американской армии, президент и несколько оперативных штабов.

Появление бортовых систем вооружения окончательно сократило разрыв между “обнаружением” и “действием” - до этого, между обнаружением противника и подлетом пилотируемой авиации могло пройти несколько часов.

Разумеется, MQ-1 не превратился в бомбардировщик Судного Дня - сохранение основного требования на минимизацию веса осталось в силе.

Забавно и то, что несмотря на колоссальную вовлеченность “Хищника” в единый интегрированный комплекс разнородных гетерогенных систем, большая часть из которых размещается на земле, а меньшая - в космосе, аппарат чаще всего представляют именно как архетип и “икону” современных беспилотников.

За прошедшие годы было построено свыше 360 различных модификаций “Хищника”. Имеется и противоречивая статистика потерь, варьирующаяся в зависимости от источников: по данным за 2009 год 4 аппарата были сбиты, 11 - потеряны в бою по иным причинам, 55 - утрачены в результате сбоев оборудования, отказов, ошибок пилотов и других причин, а согласно информации от 2010 года, ВВС США потеряли уже до 58 MQ-1/RQ-1 Predator.

Источник.

 

  Публикации

Последние материалы

Метки
AGV ai BVLOS DARPA DIY DIY (своими руками) DJI Lely pick-and-place RPA VTOL аватары авиация автоматизация автомобили автомобили и роботы автономные аддитивные технологии андроиды анималистичные АНПА антропоморфные Арт архитектура аэромобили аэропорты аэротакси безопасность безработица и роботы беспилотники бионика больницы будущее бытовые роботы вакансии вектор вертолеты видео внедрения роботов внутритрубная диагностика водородные военные военные дроны военные роботы встречи высотные выставки газ Германия глайдеры горнодобыча городское хозяйство господдержка гостиницы готовка еды Греция грузоперевозки группы дронов гуманоидные дайджест Дания доение роботизированное доильные роботы дом домашние роботы доставка доставка беспилотниками доставка и роботы дронизация дронопорты дроны Европа еда железные дороги животноводство жилище захваты земледелие игрушки идеи измерения Израиль ИИ ИИ - вкратце инвентаризация Индия Иннополис инспекция интервью интерфейсы инфоботы Ирак Иран искусственный интеллект испытания исследования история Италия Казахстан как заработать Канада квадрупеды кейсы киборгизация кино Китай коботы коллаборативные роботы колонки коммунальное хозяйство компании компоненты конкурсы конспекты конструкторы концепты кооперативные роботы космос культура курьезы курьеры лабораторные роботы Латвия лесоустройство лизинг линки логистика люди и роботы магазины машинное обучение медицина медицина и роботы металлургия мнения мобильные роботы мойка море морские мусор мусор и роботы навигация надводные наземные военные роботы налоги наука научные роботы необычные нефтегаз нефть Нидерланды Новая Зеландия Норвегия носимые роботы ОАЭ образование образовательная робототехника обучающие роботы общепит общепит и роботы общество Объединенное Королевство октокоптеры онлайн-курсы робототехники опрыскивание офисные охрана и беспилотники охрана и роботы парники патенты персональные роботы пищепром пляжи ПО подводные подводные роботы подземные пожарные пожарные роботы поиск полевые роботы полезные роботы полиция помощники Португалия порты последняя миля потребительские роботы почта право презентации пресс-релизы применение беспилотников применение дронов применение роботов прогнозы проекты производство производство дронов происшествия промышленность промышленные роботы противодействие беспилотникам псевдоспутники работа развлечения и беспилотники развлечения и роботы разгрузка разработка распознавание речи растениеводство регулирование регулирование дронов регулирование робототехники рекорды рисунки робомех робомобили роботакси роботизация робототехника роботрендз роботренды роботы роботы и автомобили роботы и мусор роботы и обучение роботы и развлечения роботы и строительство роботы телеприсутствия роботы-транспортеры робошум рои рой Россия Руанда сад садоводство сайт RoboTrends.ru сбор урожая сборка заказов сварка связь сделки сельское хозяйство сенсоры сервисные роботы синтез речи склады склады и роботизация соревнования сортировка сотрудничество софт-роботика социальная робототехника социальные социальные роботы спорт спорт и дроны спорт и роботы спутниковая статистика строительство судовождение США такси телеком телеприсутствие теплицы теплосети термины терроризм тесты технологии техносказки торговля транспорт транспортные роботы тренды трубопроводы трубопроводы и роботизация уборка Украина уличные роботы участники рынка фотограмметрия Франция химия хобби-беспилотники ховербайки Хождение цифры частоты чатбот шагающие роботы Швейцария Швеция шоу экзоскелеты эко-дроны экология электроника энергетика этика (робоэтика) Южная Корея юмор Япония

Подписка: RSS, Email, Telegram
  Информация