Задать развитию робототехники законодательный вектор предлагают юристы
08.12.2018Юридическая фирма Dentons провела объемное исследование законодательных и прочих инициатив в различных странах, направленных на развитие права и законодательства в области робототехники, ИИ и киберфизических систем.
Агентство проведено по заказу Центра компетенций по нормативному регулированию цифровой экономики при Фонде Сколково.
Вашему вниманию - краткие выводы:
- Стимулирование прежде регулирования. Приоритет сейчас должен делаться на стимулирование робототехники и ИИ, а не на регламентацию этой деятельности. (Стоило бы добавить, что это в целом касается бизнеса в России, а не только интересующих нас направлений).
- Не навреди - избегать зарегулирования отрасли.
- Без революции - не требуется кардинальных изменений действующих правовых институтов. Достаточно точечных, но последовательных изменений, создающие основы будущего законодательства о робототехнике и технологиях ИИ
- Агентство робототехники и ИИ - цель создания такого агентства, - координация регуляторики. (Если будет создано такое агентство, трудно надеяться на то, что регламентация тут же не появится).
- Единая стратегия - предлагается создать комплексный документ стратегического планирования, со ссылкой на то, что такие документы есть в других странах. (На мой взгляд, опыт России показывает, что без создания таких "прокрустовых лож" технологии могут развиваться быстрее. Впрочем, это касается свободных рынков с мощной и финансово зрелой частной инициативой. В условиях, когда основные ресурсы находятся у государства, возможно, документ может быть полезен, но он не должен стать ограничителем, должна оставаться возможность поддержки удачных инициатив, которые по тем или иным причинам не будут включены в стратегию).
- Комплексная экспертиза - предлагается проводить периодический мониторинг возникающих технологий и общественных отношений с соответствующим обновлением стратегии отрасли.
В презентации, которую вы можете открыть по ссылке, приведены результаты анализа зарубежного опыта - всего 50 пунктов. Безусловно не со всеми пунктами можно согласиться. Взять, например, заявления типа: "Технологии должны разрабатываться для целей дополнения возможностей человека, а не его замены". Или еще пример - печально выглядит 50-й пункт, касающийся социальной защиты, который мог бы защитить население России от массовых увольнений из-за роботизации: "сделан вывод о том, что введение «налога на роботов» является крайне опасной мерой, которая может иметь фатальное последствие для индустрии. Аналогичным образом не рекомендуется рассматривать в качестве такой меры выплату безусловного базового дохода."
Безусловно нужны дополнительные исследования, но меры, которые названы "опасными", напротив, представляются разумными и целесообразными, никакие изменения в образовательных программах людей, массово теряющих работу не спасут.
В любом случае авторским коллективом проделана большая работа, поэтому знакомство с этим документом настойчиво рекомендую хотя бы на уровне презентации.