Израильский робокатер Seagull учится запускать торпеды
11.12.2018В феврале 2016 года израильская Elbit Systems представила старшую модель в линейке робокатеров - безэкипажный роботизированный катер (БЗК) Seagull(чайка), оснащенную специально для борьбы с подлодками противника. Это многоцелевая система, способная не только на разведку, но также на разминирование и уничтожение подлодок. Для решения всех этих задач робот оснащен не только радаром и боковым сонаром, но и торпедным аппаратом. Катер может оснащаться пулеметом калибра 12.7 мм
Seagull, фото компании Elbit System, Израиль
Соответствующие испытания проходили еще в 2016 году. Сейчас разработчики взаимодействуют с итальянским концерном Leonardo, производителем легких торпед, которые используются патрульными самолетами береговой охраны.
Катер длиной 12 метров может действовать автономно или в режиме телеуправления. Его скорость может достигать 56 км/ч, дальность действия системы управления - до 95 км, она позволяет управлять одновременно двумя катерами. Время автономного похода катера составляет до 4 суток, он справляется с волнами высотой до 2.4 м и может выдержать отдельные валы даже большей высоты, но, конечно, в таких условиях говорить о возможностях выполнения боевой задачи не приходится. Катер способен брать на борт зо 2.3 тонн полезной нагрузки. При необходимости на борт могут подняться военные моряки, на катере есть интерфейс для традиционного ручного управления.
Зачем использовать надводного робота для борьбы с подлодками? Причин много. Во-первых, это делает возможной борьбу с подводными флотами противника даже для государств, которые ранее не могли себе этого позволить - стоимость двух катеров и центра управления - несколько десятков миллионов долларов, это намного меньше стоимости военного корабля. А уж в плане стоимости эксплуатации, цифры вообще несравнимы. Другой плюс использования надводных робосистем вполне очевиден, снижается риск для людей, операторы могут управлять катерами из более защищенного места, нежели кокпит. Кроме того, катера намного сложнее обнаруживать с тех же подлодок, нежели классические военные корабли.
Ближайшие аналоги Seagull - это французские Mk2 Inspector, знакомые российским военным морякам. У французов было закуплено несколько таких аппаратов, пока санкции не положили конец этим закупкам.
Mk2 ECA Group, Франция
В США есть ACTUV Sea Hunter.
ACTUV Sea Hunter, США
Это аппарат более мощного класса, - тримаран длиной 40 метров и водоизмещением 140 тонн. Его уже окрестили охотником за подлодками. Торпедного аппарата на этом роботе нет, зато автономность этого средства измеряется уже не сутками, а несколькими неделями. На борту - сонарная система пятого поколения производства Ratheon. Аппарат испытывают уже несколько лет.
Разработки военных роботизированных катеров ведут еще в ряде стран мира, например, в Объединенном Королевстве (MAST) и в Китае. В России идут разработки собственного аналога Mk2 - одна из них известна под названием Искатель.
Безэкипажные катера - хорошая альтернатива использованию обитаемых кораблей, поэтому можно ожидать, что в ближайшие несколько лет количество моделей на рынке и стран, предлагающих поставки такой техники, продолжит расти.
Появление такой техники, особенно способной нести или изначально оснащенной летальным оружием, вновь поднимает вопросы о том, насколько уместно создавать роботизированную военную технику. Пока что, когда поднимаются такие вопросы, от задающих их людей отмахиваются, успокоительно заявляя, что катер не пустить торпеду и не откроет огонь от пулемета, пока не получит подтверждение от оператора. Но это пока что. В таких изделиях может быть предусмотрено и автономное принятие решения об открытии огня, если активирован соответствующий режим.
А как вы относитесь к автономному роботизированному оружию? Стоит ли его разрабатывать и выпускать?
С подборкой информации о роботизированных катерах можно ознакомиться на RoboTrends.ru
За новостями робототехники удобно следить в