Время решать: роботы и люди
15.12.2018В ближайшие годы доля автоматизации в США и ряде других развитых стран существенно возрастет. Руководству крупных и средних бизнесов придется выбирать между дальнейшими инвестициями в ИИ, роботов и виртуальных ботов и ставкой на сотрудников-людей. Последний вариант потребуется тем, кто захочет добавить в микс несколько специалистов или создать резерв, обеспечивающий требуемый уровень гибкости.
Мы уже рассматривали
Иными словами, речь идет о необходимости создания глобальной дорожной карты, которая определит, найдется ли людям место в бизнесе, или обществу придется создавать принципиально новую систему распределения.
Большинство современных компаний создают вакансии двух типов: первые относятся к вершине “пищевой цепочки” и требуют от людей предельной специализации, вторые, напротив, в особых навыках и компетенциях не нуждаются, однако не предоставляют претендентам ни доступа к социальным лифтам, ни особых выгод в текущем периоде. В качестве примера “верхних” должностей можно отметить рабочие места всевозможных специалистов в области искусственного интеллекта, “низшие” представлены вакансиями кладовщиков и их аналогами.
В качестве примера дилеммы, стоящей перед современными бизнес-руководителями, можно привести пример из нефтяного комплекса: в ближайшие годы его представителям придется решить, следует ли им инвестировать в тотальную автоматизацию буровых установок, или же нововведения не требуются и процессы следует оставить “как есть”. Технологии для автоматизации процессов уже имеются, а то, что автоматизировать не получится, можно с легкостью перевести в режим телеуправления. Выгоды подобного перевода очевидны, однако любые шаги, предпринятые в этом направлении, способны положить начало “гонке ко дну”, выжимающей максимум из возможностей автоматизации.
Решения властей тех или иных стран, регламентирующие подходы к дальнейшей автоматизации, окажутся в буквальном смысле судьбоносными и определят будущее соответствующих народов.
Большинство американцев не сталкивались с серьезными повышениями уровня доходов, а треть трудоспособного населения США вовсе не является частью национальной рабочей силы. Многие отмечают, что действующая образовательная система бесконечно далека как от современной экономики, так и от потребностей экономики будущего. Вопрос становится столь болезненным, что даже наиболее радикальные решения сегодня привлекают все большее внимание общественности.
В 2013 году прозвучал приговор - мир увидел одно из наиболее цитируемых оксфордских исследований современности. Специалисты предположили, что в ближайшие 20 лет автоматизации могут подвергнуться до 47% американских рабочих процессов. Несмотря на это, представители McKinsey предположили, что ответом на роботизацию могут стать массовое переобучение и повышение квалификации рабочих. Тем не менее, масса других исследований указывают на то, что “решения под ключ”, лежащего в рамках существующей парадигмы и способного повысить зарплаты и уровень жизни простых людей, попросту не существует.
Старший научный сотрудник Института Манхэттена Орен Касс предположил, что проблема кроется вовсе не в роботах и не в автоматизации, а в долгосрочной экономической политике обеих основных американских партий. Боготворящая ВВП экономика отстранила общество от “оптимального” для людей физического труда. Исследователь предположил, что фокус общественного внимания необходимо сместить в сторону повышения зарплат, всеобщего вовлечения в экономику и предоставления людям профессионального образования.
Господин Касс подкрепляет свою теорию следующими тезисами:
- Начиная с 1975 года, практически троекратный прирост ВВП сопровождался повышением бедности и зарплатами, которые практически не изменились в рамках рассматриваемого периода времени.
- Программы, направленные на снижение налогов и борьбу с бедностью, оставили львиную долю американских граждан за кормой. Ортодоксальный проект попросту провалился.
- Современное общество привыкло вкладывать массу усилий в поддержку бедных людей - между тем, ключевой задачей становится интеграция всех людей в качественную экономическую систему - так, чтобы каждый из них мог бы позаботиться о себе и своих близких.
С предположениями исследователя можно поспорить: в былые годы подобный подход обещал бы серьезные улучшения, однако подойдет ли он миру будущего? На сегодняшний день, ответить на этот вопрос не так просто. Проблема состоит в том, что государствам, максимизировавшим вовлеченность граждан в производство, так или иначе придется вступить в заведомо проигрышную конкуренцию с иностранными “робовладельцами”. Раз так - лучше уж сразу оказаться на той стороне, которая в итоге выиграет.
Победителям предстоит не менее тяжкое испытание: потребуется сконцентрировать все возможные усилия на том, чтобы построить с нуля принципиально-новую систему распределения, отвечающую накопленному набору возможностей и требований.
По материалам:
За новостями робототехники удобно следить в