Доставка еды: прошлое, настоящее и будущее
01.02.2019На смену пешим разносчикам и продаже еды с повозок пришли рефрижераторы и супермаркеты. Новый мир несет человечеству вендинговые автоматы и роботов. Что будущее нам готовит?
Многие дома в бедных кварталах древнего Рима не имели собственных кухонь: их жители посещали “дедушку современного фастфуда”, термополий. Там же можно было взять еду на вынос. Продуктовые магазины, предлагающие посетителям готовую еду на вынос, появились в Лондоне в районе 13 века, а вот первая зарегистрированная доставка лапши в Корее датируется 1768 годом. По-настоящему массовый характер такие сервисы приобрели чуть позже в Индии. Пешие разносчики пищи, или даббавала, появились в конце 19 века. Городская легенда гласит, что один богатый банкир нанял специального курьера для того, чтобы всегда иметь в офисе домашнюю еду, а другие клерки подхватили и популяризировали идею. По иной версии, логистическую систему ввели британцы, чтобы прокормить рабочих Британской Индии, лишенных доступа к дешевым столовым.
Жители Нового Орлеана и Нью-Йорка покупали молоко и продукты с конных повозок. По неподтвержденным данным, к аналогичным сервисам обращались и ковбои Дикого Запада. После Второй мировой войны, американские ветераны, познакомившиеся с итальянской пиццей, открыли в США множество пиццерий. Коробки из гофрированного картона, не дающие еде остыть во время доставки, изобрели в 60-х годах в Мичигане - там же придумали концепт доставки горячей пиццы в пределах получаса. В 1950-1960-х годах итальянская культура охватила страны Северной Европы, а в Россию пришла в начале 1990-х.
Старинный грузовик мороженого в Харпер Вудс, Мичиган, США Изображение: Codepro, лицензия: CC BY-SA 3.0
В США мороженое с повозок начали продавать еще в конце 19 века, а максимально удобный классический рожок был представлен человечеству на Всемирной ярмарке 1904 года, проходившей в Сент-Луисе. До 1890-х годов американское молоко не подвергалось пастеризации, а потому любители мороженого рисковали подхватить скарлатину, дифтерию и ряд других малоприятных заболеваний. Мобильные рефрижераторы появились на улицах начиная с 1920-х годов.
Первый онлайн-заказ пиццы состоялся в Pizza Hut в 1994 году, а к концу 2000-х большинство пиццерий обзавелись собственными мобильными приложениями. В 2015 году доля онлайн-заказов начала превышать число заказов, сделанных по телефону, а в сентябре 2016 года на онлайн заказы приходилось порядка 3% от $61-миллиардного оборота американского ресторанного бизнеса. Кроме того, в 2016 году Just Eat объявили о первом случае доставки еды при помощи наземного робокурьера Starship Technologies. В том же году множество компаний и стартапов заговорили о намерениях доставлять продукты, напитки и готовые блюда при помощи летающих дронов и наземных логистических роботов.
Современный мир избавляется от ограничений “последней мили” и стирает расстояния между людьми и объектами. Новые “фишки” современности - роботизированные вендинговые автоматы, способные смешивать из имеющихся ингредиентов тысячи салатов или выпекать хлеб, мобильные магазины и кастомизированные сервисы, основанные на людской гибкости. В частности, в США вовсю обкатываются идеи доставки продуктов непосредственно в “умный” холодильник или в багажник припаркованного на стоянке авто, а ряд компаний разрабатывают роботов, способных развозить еду и напитки по этажам университетов и бизнес-центров.
В Китае прошли успешные испытания автономного мобильного магазина на колесах, в США и Европе вовсю разрабатываются аналогичные автономные и телеуправляемые торговые точки.
изображение: Robomart, источник изображения:
У фургончика Robomart, разработанного одноименным калифорнийским стартапом, нет ни руля, ни водителя: минималистичный электрический минивэн представляет собой простенький продуктовый магазин на колесах. Компания заключила партнерское соглашение с сетью продуктовых магазинов Stop & Shop: весной 2019 года Robomart рассчитывает развернуть сеть, состоящую из телеуправляемых грузовичков, направляемых из единого диспетчерского центра в требуемые районы. Бизнес-стратегия Robomart предусматривает заключение контрактов с другими ритейлерами и последующий лизинг телеуправляемых мобильных магазинов.
Фургончики способны разгоняться до 40 км/ч. Когда “мобильные магазины” оказываются в нужном районе, пользователи получают возможность “подозвать” один из них при помощи мобильного приложения. Оно же используется для открытия раздвижных дверей: в отличие от сервисов доставки, покупатели могут самостоятельно выбрать фрукты и овощи.
Покупки отслеживаются при помощи RFID и системы компьютерного зрения: как только двери “магазина” закроются, на электронную почту покупателя поступит счет. Длина фургона составляет порядка 3,6 метров, высота - 1,82 м, грузоподъемность - около 500 кг. Система призвана занять нишу между вендинговыми автоматами и традиционными магазинами.
Скептики безусловно обратят внимание на малую скорость робокиосков и их очевидную уязвимость перед вандализмом. Правы они или нет, покажет время. Вероятнее всего, в ближайшие годы мир увидит множество аналогичных нишевых и предельно кастомизированных проектов, создающих принципиально-новые сервисы и облегчающих жизни миллионов людей.
Источник фото:
В России рязанская компания Аврора Роботикс экспериментировала с мобильными робокиосками “ВендБот”, аналогичный концепт беспилотного “магазина” с человеком-продавцом представила компания Renault.
По материалам:
За новостями робототехники, ИИ, а также за трендами в этих областях удобно следить в