Робомобили, где мы сейчас
20.02.2019Хайп вокруг роботизированных автомобилей несколько поутих, однако человечество неумолимо движется к автоматизации транспортного комплекса.
Сорок восемь компаний выпустили флотилии робокаров на дороги общественного пользования, набрав порядка 2.05 млн миль суммарного пробега в период с декабря 2017 года по ноябрь 2018 года. По сравнению с предшествующим периодом, речь идет о четырехкратном приросте.
California Department of Motor Vehicles опубликовал любопытную статистику “переключений”, позволяющую оценить расстояние, начиная с которого робокарам различных компаний требовалось вмешательство надзирающих водителей-людей.
Статистика такова:
- Водители Waymo в среднем вмешивались в процесс управления робокарами через каждые 11 тысяч миль, улучшив результаты прошлого периода на 97%.
- Люди GM Cruise брали управление в свои руки через каждые 5,2 тысяч миль - прогресс компании составил 320%.
- Показатели Zoox, Nuro и Pony.AI составили 2, 1,028 и 1,022 тысячи миль соответственно.
Отчетам производителей недостает деталей, конкретики и контекста. Большинство небезразличных к отрасли людей ожидали, что 2018 год положит начало отраслевой стандартизации, однако ключевые игроки продолжили публиковать туманную и полную спорных элементов статистику.
Так, например, объяснения Uber из разряда “управление автомобилем было перехвачено по усмотрению оператора” не позволяют оценить суть происшествия.
Операторы действуют в неравных условиях: тестирование Waymo проходит, преимущественно, в простых и спокойных пригородах, в то время как Zoox осваивает мир кишащих людьми и машинами городов.
Калифорнийская статистика не покрывает ряд важнейших участников рынка, включая, Ford, робокары которого “обучаются” в Питтсбурге и Детройте.
Последние изменения на рынке робокаров характеризуют следующие тренды:
- К старожилам (Waymo, GM Cruise, Nissan и Uber) присоединились новички Roadstar.AI, aiPod, Nullmax и WeRide. “Малыши” Aurora и Nuro выросли - первый получил дополнительные $530 млн финансирования, второй подобрался вплотную к $1 млрд.
- Автопарки большинства участников рынка пополнились новыми робомобилями. Cruise нарастил флотилию со 109 до 194 единиц, впрочем, в эту цифру вошли и электромобили с третьим уровнем автономности. Речь идет о машинах, способных действовать самостоятельно в условиях “предсказуемого” движения (например, на автобанах), но нуждающихся в поддержке водителя в более “хаотичном” трафике.
- Waymo нарастил автопарк практически в 5 раз, а Uber свернул калифорнийскую программу после прошлогодней катастрофы, закончившейся гибелью 49-летней Элейн Херцберг в Аризоне. Представители полиции штата отметили неизбежность аварии, однако беспилотник слегка превысил скорость (он разогнался до 61 км/ч на участке, скорость движения на котором ограничена 56 км/ч) и даже не попытался затормозить.
- В конце ноября 2018 года Департамент автотранспорта Калифорнии согласовал тестирование 665 робокаров - годом ранее этот показатель охватывал 326 робомобилей.
Политика участников рынка разнится: в частности, Aurora предпочитает наращивать “опыт” флотилии во всевозможных компьютерных симуляциях и на специальных “тестовых” трассах, выпуская их, преимущественно, в наиболее сложные участки реального мира. По мере сокращения числа вмешательств водителей-надзирателей, Aurora переводит робокары в другие районы, подвергая их новым испытаниям.
Американская служба Voyage выбрала для своих роботакси интересную целевую аудиторию: ее первыми клиентами станут не открытые к технологическим нововведениям миллениалы, а... сообщества пожилых людей! Компания открыла сервис роботизированных минивэнов в Те-Виллиджис (Флорида) - роботы действуют в паре кварталов и не разгоняются быстрее 40 км/ч.
Подход интересен тем, что в отличие от большинства рвущихся к звездам конкурентов, Voyage использует действующие технологии для создания рабочих сервисов - здесь и сейчас.
Свыше 8 млн американцев старше 65 лет не садятся за руль. По данным от 2017 года, по меньшей мере 3.6 млн человек пропускают приемы врача из-за отсутствия доступа к транспортным системам.
Все это создало бы весьма впечатляющий рынок, если бы не одно “но” - 67% людей старше 50 лет консервативны и не собираются пользоваться робокарами. Вероятнее всего, проблему решат курсы для пожилых людей, направленные на повышение их компьютерной и технологической грамотности.
Обществу потребуется определиться и с отношением к несчастным случаям, спровоцированным роботами. Человечество привыкло закрывать глаза на десятки и сотни тысяч аварий, регулярно устраиваемых водителями-людьми - едва ли мир сохранит то же равнодушие, когда значительную долю катастроф начнут инициировать роботы.
По материалам:
+
За новостями робототехники, ИИ, а также за трендами в этих областях удобно следить в
Подборка ссылок на интересные самоделки в области робототехники - в