Современная дронизация: передний край
19.04.2019Большую часть времени спасатели, пожарные, силовики и аварийщики перемещаются на автомобилях: “дронизация” соответствующих служб позволит специалистам прибыть на место намного быстрее, получив всю необходимую информацию. Пересмотр подхода спасет немало жизней.
Пожарные беспилотники
Американцы рассматривают ряд возможностей, связанных с внедрением пожарных беспилотников. Тепловизоры позволяют аппаратам определять наиболее горячие точки. Это помогает подавлять основные очаги возгорания, к тому же, дроны могут работать ночью, пока пилотируемая авиация остается на земле.
В 2014 году американская компания Lockheed Martin испытала вертолеты K-Max - с тех пор многие производители представили модели пожарных БЛА самолетного и вертолетного типов.
В 2017 году в Испании стартовало серийное производство пожарных дронов Flyox Mark I и Mark II, а латвийская компания Aerones занялась разработкой пожарных мультикоптерных платформ.
“Пожарные” аппараты можно направить в самые труднодоступные точки горящего объекта, куда не дотянется шланг традиционной пожарной машины. Единственная проблема состоит в том, что едва ли найдется дрон, способный поднять классический толстый шланг на солидную высоту. Но в ряде стран уже есть разработки, способные поднять к очагу загорания шланг меньшего сечения, в теории, речь может идти о высотах до 200-300 м. Темой интересуется, например, МЧС Москвы - здесь готовы смотреть и закупать такую продукцию. Идут эксперименты и с дронами, имеющими на борту огнетушащие смеси и распылители. Подробнее по теме.
Полиция и неотложная помощь
Дроны “быстрого реагирования” проведут первичный осмотр места преступления и доставят пострадавшим медикаменты и дефибрилляторы. Более крупные аппараты могли бы эвакуировать раненых или своевременно доставить пострадавших в больницу. В сельской местности и в горных районах, куда обычная “скорая” добирается за несколько часов, “реанимационные” аппараты могли бы спасти немало жизней.
Такие дроны разрабатывает, например, израильская компания Tactical Robotics: AirMule (ныне Cormorant) предназначен, в том числе, для эвакуации раненных с поля боя. По данным за 2016 год БЛА весит 1.4 тонны, разгоняется до 180 км/ч и способен переносить свыше 200 кг полезной нагрузки. Потолок высоты - до 3.7 км, время в воздухе - порядка 5 часов. Аппарат интересен и тем, что может садиться и взлетать даже с меньшей площади, чем традиционные вертолеты - отличный выбор для работы в черте города.
В 2018 году появились данные о том, что сеть из 81 базы с сотней БЛА, построенная в Большом Торонто, позволила бы охватить крупнейшую канадскую агломерацию качественной “спасательной сетью”. Аппарат с дефибриллятором мог бы достичь пострадавшего быстрее, чем реанимобиль, с 90%-ой вероятностью.
Дефибриллятор можно разместить на грузовом беспилотнике, стоимость которого составляет порядка $10 тыс. - минимальные дополнительные издержки для больницы, которые в перспективе могли бы обеспечить максимальный положительный результат.
Дроны и умный город
Летающие беспилотники могли бы принять участие в управлении дорожным движением: заметив пробку или какое-либо происшествие, дрон внес бы соответствующую информацию в систему контроля, обеспечивая службы всеми необходимыми данными.
“Дронизация” позволит сотрудникам экстренных служб ознакомиться с проблемой до того, как они окажутся на месте.
Помимо оптимизации работы дорожных служб, дроны могли бы заняться ремонтными работами в автономном или частично-автономном режиме. Исследователи из Объединенного Королевства рассматривали возможности, связанные с использованием дронов для осмотра дорожного полотна, обнаружения трещин и выбоин. Иные аппараты могли бы доставить в нужное место 3D-принтер и оперативно заделать образовавшиеся бреши. Концепт предусматривает ликвидацию трещин задолго до того момента, когда они превратятся в выбоины.
Сегодня подобные предложения скорее напоминают научную фантастику - между тем, разработчики аппаратов надеются представить миру соответствующие инновации до 2050 года.
Латвийский Aerones продемонстрировал “дроны-тяжеловесы”, способные поднимать до 181 кг грузов, которые займутся очисткой лопастей ветряков.
В 2018 году Китай представил и вовсе оригинальное решение - дроны с огнеметами сжигали пакеты, оказавшиеся на линиях электропередач.
Аварийные службы
Спасатели развитых стран вовсю используют беспилотники для поиска пропавших людей. Беспилотники закупают органы американского самоуправления, собственный аппарат недавно представила швейцарская частная некоммерческая воздушно-спасательная служба Rega.
Развертывают БЛА и в Хорватии (Croatia’s Mountain Rescue Service располагает по меньшей мере 30 аппаратами). Хорватские дроны оповещают окружающих о своем присутствии, однако не следуют по заранее проложенным маршрутам, обеспечивая операторов требуемой гибкостью и свободой маневра.
Ряд государств и компаний разрабатывают системы менеджмента воздушного трафика.
Следует отметить, что никакие классические диспетчерские не справятся с наплывом данных: человечеству потребуется “система систем”, способная учесть расположение и “намерения” каждого дрона, которая не будет сковывать руки операторов и компаний.
Логистические сети
Один из наиболее грандиозных проектов современности связан с идеей развертывания автономного логистического комплекса на основе грузовых беспилотников. Сюда входит, например, идея Amazon, который планирует задействовать дроны для доставок товаров в американские домохозяйства.
Иные компании, включая Zipline, развертывают логистические сети в африканских государствах - аппараты доставляют вакцины и медикаменты в отдаленные населенные пункты, горные районы и на острова. Забавно, ведь жители депрессивных регионов получают доступ к высокотехнологичным комплексам гораздо раньше, чем обзаводятся адекватной дорожной инфраструктурой.
По материалам:
+
За новостями летающих беспилотников удобно следить в