NOMARS и LUSV - автономные и опционально-обитаемые корабли будущего?
14.05.2020Военно-морские силы США и DARPA разрабатывают автономные необитаемые надводные корабли NOMARS (No Marines Required Ship) - в случае успеха, командование флота получит в свое распоряжение аппараты, способные действовать в опасных водах без риска для жизни моряков - эффективно и безопасно.
Рендер автономного ракетного катера NOMARS. Изображение:
Помимо заведомо-необитаемых NOMARS, США разрабатывают опционально-обитаемые надводные аппараты LUSV - при необходимости, управлять ими смогут небольшие экипажи.
В ближайшие 5 лет ВМС США намерены обзавестись десятью надводными беспилотниками LUSV, длина которых составит 60-90 метров, а водоизмещение достигнет 2 тысяч тонн.
Аппараты LUSV можно будет задействовать для разведки, также они послужат в роли ракетных катеров. В ближайшие годы подобные суда планируется задействовать и в гражданской сфере - они займутся обслуживанием удаленных ресурсодобывающих платформ и возьмут на себя часть грузовой логистики.
Ситуация с обитаемыми, опционально-обитаемыми и полностью автономными надводными кораблями во-многом напоминает подходы ряда государств к развитию воздушных дронов. США, например, развивают военные БЛА, опционально-пилотируемые аппараты и коробочные решения, направленные на дронизацию пилотируемых бортов “под ключ”.
Программа NOMARS предусматривает строительство малых безэкипажных кораблей, лишенных классического мостика, боевого информационного поста, жилых помещений, камбуза, рекреационных зон, душевых, систем освещения, кондиционирования и канализации. Подход сэкономит деньги налогоплательщиков и окроет ряд возможностей, связанных с отказом от наличия на борту членов команды.
Рендер NOMARS демонстрирует небольшой катер с высокой сенсорной и коммуникационной мачтой, который несет на борту четыре контейнерные пусковые установки, предназначенные, вероятно, для запуска ракет или дронов.
Аналитики DARPA признают, что развертывание и эксплуатация безэкипажных кораблей остается сложнейшим вопросом, решение которого может затянуться на несколько лет. Интеграция морских дронов того стоит: бюджетные аппараты обеспечат присутствие ВМФ страны-владельца в любой точке земного шара и, при необходимости, обнаружат противника или выпустят ракеты, выполняя тот же спектр задач, который сегодня решают обитаемые корабли. Теоретически, подобные роботы смогут выдать себя за крупные обитаемые корабли.
Американские специалисты рассматривают как минимум три вариации надводных роботов NOMARS. Речь идет об опционально-обитаемом тримаране Sea Hunter, оснащенным парасейлинговым радаром (радар поднимается на парашюте, имитирующим высокую мачту более крупных кораблей), безымянном ракетном корабле и недавнем концепте американского крыла австралийской кораблестроительной компании Austal.
Преимущества кораблей NOMARS очевидны: роботы эффективны, дешевы и не теряют эффективности в условиях пандемии - несмотря на избитость темы, коронавирус продемонстрировал уязвимость традиционного флота к угрозам нового мира.
Возможность запуска противолодочной торпеды с роботизированного катера ранее продемонстрировал Израиль: речь идет о пересмотре существующих “правил игры” - малые страны с небольшими военными бюджетами получают вооружение, которое позволяет им противостоять куда более серьезным противникам.
Следует отметить, что помимо США, “дронизацией” кораблей занимаются Объединенное Королевство и Китай. США и Китай разрабатывают роботизированные подводные лодки, кроме того, Поднебесная демонстрировала концепты вооруженных роботизированных кораблей и проекты роевого взаимодействия крупных групп военных катеров.
По материалам:
----
За новостями робототехники и ИИ удобно следить в