Крылья Турции: беспилотные истребители
07.04.2021Турецкая авиастроительная компания Baykar Makina активно разрабатывает беспилотные истребители. Проект рушит военные доктрины прошлого. Подобно тому, как массовое применение дронов и барражирующих боеприпасов минимизирует эффективность наземной техники противника, внедрение БЛА, способных поражать дорогостоящие пилотируемые истребители, изменит привычные нам методы и стратегии войны.
Разработчики турецких дронов предполагают, что в ближайшие годы ведущие мировые производители пилотируемых военных истребителей произведут последние “обитаемые” борты. Подобная категоричность создает определенный “вау-эффект”, однако стратегия комбинирования пилотируемых и беспилотных систем, в том числе и наземных, представляется более рациональным вариантом. В частности, дроны Bayraktar TB2 достигали наибольшей эффективности в сочетании с артиллерией и барражирующими боеприпасами.
Представители Baykar Makina также отметили, что продолжают разработки тяжелых боевых дронов Bayraktar TB3, которые, как ожидается, смогут взлетать и садиться на универсальный десантный корабль Anadolu. Несмотря на то, что “классическая” авиационная группа TCG Anadolu формируется из 4 многоцелевых ударных вертолетов T-129 ATAK, 8 многоцелевых вертолетов As532 или военно-транспортных CH-47F, двух многоцелевых вертолетов S-70B и пары БЛА Anka или Bayraktar, в апреле 2021 года звучали заявления о том, что легкий авианосец сможет принять на борт порядка 50 дронов последнего поколения Bayraktar TB3.
Следует отметить, что Турция уже испытывает дроны Akinci, способные нести на борту управляемые ракеты класса “воздух-воздух”. Кроме того, Baykar Makina и Turkish Aerospace Industries параллельно разрабатывают сверхзвуковые дроны, способные поражать воздушные цели противника.
Опыт оснащения дронов ракетами “воздух-воздух” есть у американцев - с недавних пор “Жнецы” могут комплектоваться управляемыми ракетами AIM-9 Sidewinder и AIM-92 Stinger (модификации запускаемой с плеча системы Stinger FIM-92). Ряд источников утверждают, что в 2002 году перехватчик МиГ-25 ВВС Ирака сбил американский БЛА Predator, пытавшийся обстрелять противника ракетами “Стингер” с малой дистанции.
Совокупная стоимость приобретения и эксплуатации одного американского пилотируемого самолета F-35A оценивается в умопомрачительные $352 млн. Сам аппарат обходится налогоплательщикам в $80 млн и служит порядка 8 тыс. часов, причем каждый час полета обходится налогоплательщикам в $44 тысячи (данные за 2018 год - ожидается, что к 2024 году ценник удастся снизить до $34 тыс.).
Примечательно, что “верный ведомый” XQ-58A Valkyrie обойдется американским военным в $2 млн - при условии закупки партий из сотен аппаратов. Подобные дроны не требуют ни постоянной тренировки пилотов, ни комплексного техобслуживания. XQ-58A могут получить стелс-покрытие, несут на борту до 270 кг вооружения (2 небольшие бомбы или 2 ракеты воздух-воздух), разгоняются до 0.72 Маха, а их радиус действия достигает 3 тысячи морских миль.
Четыре “Валькирии” доставят ту же ракетно-бомбовую нагрузку, что и один F-35A, на вдвое большее расстояние. Радиус действия Valkyrie позволит дронам атаковать цели, до которых F-35 попросту не дотянут. Впрочем, наиболее значимым показателем остается цена: затраты на приобретение, эксплуатацию и обслуживание одного F-35A обойдутся в ту же сумму, в которую выйдет закупка и эксплуатация трех сотен дронов X-58A.
Подобные ценовые разрывы подчеркивают актуальность турецких разработок - мир меняется, привычные стратегии и доктрины устаревают, а технологический прогресс открывает массу окон возможностей как для государств, так и для компаний-производителей. В частности, успешное применение турецких дронов в Сирии, Ливии и Азербайджане, позволило стране довести объемы военного экспорта до $2 млрд.
По материалам:
--