В Ярославле тестируют робота для влажной уборки пола
14.05.2021В Ярославском супермаркете "Магнит Семейный" начали тестировать мобильного робота для автономной влажной уборки пола. Со своими обязанностями робот справился, показал отличное качество уборки на фоне экономии воды и моющих средств, утверждают участники проекта. Но есть ли экономический смысл во внедрении таких роботов в практику российских магазинов?
Робот MARK-1 компании R2B (Robots to Business). Фото: пресс-службы розничной сети "Магнит"
Пока что это лишь тестовые испытания. Принцип работы робота - как у привычного многим робота-пылесоса. Для ориентации в пространстве MARK-1 использует лидар (лазерный дальномер), оптическую камеру, ультразвуковые датчики, гироскоп и акселерометры. Благодаря этому арсеналу и встроенной системе компьютерного зрения, робот способен выполнять уборку в помещениях с людьми - робот своевременно остановится в любой опасной ситуации. Внешние световые приборы на его корпусе призваны привлекать к себе внимание людей, чтобы еще более минимизировать риск столкновений.
Система компьютерного зрения робота позволяет ему строить карту помещения и ориентироваться на ней. Робот работает эффективно, не повторяет уборку уже убранных участков и не пропускает те, которые еще не убрал. Также он может выявлять места, где люди ходят чаще и составлять маршрут дополнительной уборки с учетом таких данных.
Оператор также может назначать роботу зоны на карте помещения, для которых будут действовать специальные условия очистки. Например, можно мыть зону рядом со входом каждый час, либо проводить уборку два раза.
MARK-1 способен работать автономно в течение до 2.5 часов, затем он возвращается на базовую станцию для подзарядки. Также он отправляется на базу, если завершил программу уборки. В случае любой нештатной ситуации, робот подает звуковой сигнал и посылает сообщение в мобильное приложение оператора.
Робот MARK-1 компании R2B (Robots to Business). Фото: пресс-службы розничной сети "Магнит"
При необходимости робота можно использовать в качестве обычной ручной поломоечной машины, в этом случае оператор управляет робото со встроенного дисплея.
Робот снабжен системой очистки воды, что позволяет снизить ее расход. Испытания показали, что при умеренном загрязнении пола магазина площадью 6 000 кв.м роботу потребовалось для уборки 35 литров воды и 350 мл моющего сдерства. Это обещает экономию в месяц 4500 л воды и 45 литров моющего средства.
UPD: Разработали робота-уборщика MARK-1 в ярославской компании Robots to Business (ООО "
Евгений Джамалов, директор по инновациям сети «Магнит»:
«Использование робота не заменит всю работу, которую выполняет человек. Но он может автоматизировать уборку, которая раньше выполнялась с помощью ручной поломоечной машины. Основные преимущества – это высокое качество уборки и серьезная экономия воды и моющих средств, минимальное вмешательство человека и 100%-е соблюдение графика уборки. Кроме того, техническое обслуживание робота не сложное – оно аналогично обслуживанию большинства существующих поломоечных машин. В мае мы планируем провести повторные тесты робота с учетом доработок от разработчиков, а также еще одного робота – уже от датских производителей, после чего будем принимать решение о масштабировании».
Подробнее о характеристиках робота MARK-1
Роботы для клининга, адресованные бизнесу, - набирающий силу сегмент рынка мировой робототехники. В этом сегменте работает с десяток производителей, включая известные бренды. Как правило, клининговые роботы строятся на базе существующих электромеханических решений для клининга, которые были разработаны как управляемые человеком. Они дооснащаются системой компьютерного зрения, системами предупреждения столкновений и алгоритмами ориентирования, что позволяет убрать человека из тандема машина-человек. В больших магазинах один оператор может приглядывать за работой нескольких автономных роботов-уборщиков.
Первые внедрения должны дать ответы на вопросы - может ли такой робот окупаться в российских условиях ничтожной цены рабочей силы? Важно принять в расчет все факторы - робот убирается тщательно, не устает, не берет выходные и отпуска, не болеет (но требует техобслуживания, может ломаться и требовать ремонта), не ворует и не портит товары. У робота есть расходуемые компоненты, например, требуется заменять аккумуляторы, щетки, могут выходить из строя ролики колес и так далее. И, в целом, есть ресурс у каждого из составляющих робота компонентов. Робот не является полной заменой человеку - он, например, не сможет мыть пол под стеллажами или в пространствах более узких, чем его корпус. Ему будет сложно справиться с задачей в нетипичной ситуации, например, убрать пролитое на пол масло. Так что и человека-уборщика при внедрении робота придется сохранить в штате.
В общем, вопрос о целесообразности внедрения клининговых роботов в России пока что открытый, в ходе пилотных испытаний, подобных описанному, еще только предстоит на него ответить.
--