HSVTOL - будущее американских конвертопланов
09.08.2021Американский производитель вертолетов и винтокрылов Bell, часть конгломерата Textron, представил 3 концепта скоростной воздушной платформы HSVTOL (High-Speed Vertical Take-Off and Landing, перспективный высокоскоростной аппарат вертикального взлета и посадки), способной сменить тилтроторы CV-22B Osprey.
Новинки сочетают возможности вертикального взлета, посадки и “зависания” со скоростью, высоким радиусом действия и выживаемостью классических истребителей. Один из концептов, близкий к "классике" современных скоростных VTOL-самолетов будет взлетать с места с помощью поворачивающихся пропеллеров, расположенных на закрылках. Пропеллеры приводят в движение электродвигатели, размещенные в закрылках. Энергию они будут получать от единой газотурбинной силовой установки. После взлета, аппарат перейдет на движение по-самолетному, за тягу будут отвечать газотурбинные двигатели. Пропеллеры тем временем развернутся, и, вдобавок, сложатся для лучшей аэродинамики. Сложная и оттого потенциально уязвимая к поломкам конструкция. Тем не менее, такой подход позволит отказаться от использования отдельных “взлетно-посадочных” и “основных” силовых установок.
Судя по концептам, Bell готовит пару пилотируемых и одну беспилотную версию устройства, однако разработчики могут и расширить линейку масштабируемых аппаратов.
Как ожидается, аппараты смогут развивать скорость порядка 740 км/ч и поднимать грузы в диапазоне от 1,8 тыс. кг до 45,36 тыс. кг (вероятно, речь идет о широком модельном ряде). Для сравнения, грузоподъемность тилтротора CV-22B достигает порядка 30 тонн.
В апреле 2021 года Bell подписал контракт с Исследовательской лабораторией ВВС США на сумму порядка $950 тыс., направленный на дальнейшие исследования и разработки концепта HSVTOL.
По материалам:
--