Африка: колыбель дрон-доставки
27.04.2022Африка давно стала колыбелью дронов - в отдельных регионах воздушные логистические сети появились раньше качественного дорожного полотна, БЛА доставляют лекарства, собирают географические данные и используются для киносъемок. Дроны обретают особую актуальность в районах с размываемыми дождями грунтовыми дорогами и в горной местности.
В Африке действует ряд крупных международных производителей дронов, однако во многих странах появляются и национальные компании. В качестве примера можно привести стартап MicroMek, Малави, сотрудничающий с Лабораторией беспилотных систем при Политехническом университете Виргинии. MicroMek производит беспилотники EcoSoar из 3D-печатных модулей и переработанных материалов - дроны перевозят образцы крови, тесты и критические медикаменты, повышают охват больниц и ускоряют процесс диагностики.
С 2018 года БЛА MicroMek также собирали данные о состоянии окружающей среды.
Компания разрабатывает дроны EcoSoar с фиксированным крылом, способные картографировать до 30 квадратных километров километров, и курьерские теилситтеры, способные перевозить грузы весом до 1 кг. Себестоимость EcoSoar составляет $350, производство “курьера” обходится в $430. В настоящее время MicroMek разрабатывает более тяжелые БЛА, способные доставлять грузы общим весом до 6 кг в несколько пунктов за один вылет.
Прогнозы 2019 года по развитию рынка телеуправляемых аппаратов предполагали его рост до $43 млрд к 2024 году со среднегодовым приростом на уровне 20,5%. В настоящее время рынок достиг объема в $26,3 млрд. В 2021 году немцы из Drone Industry Insights дали более сдержанный прогноз - по их оценкам, рынок достигнет $41,3 млрд к 2026 году со среднегодовым приростом на уровне 9,4%.
Объемы рынка одной только ЮАР достигнут $134,5 млн к 2025 году - такие данные приводит IndustryARC.
Внедрение медицинских курьерских БЛА в Руанде сократило время доставки донорской крови до 13-26 минут, а потеря пакетов уменьшилась с 38% до 3%. Дронопорты компании Zipline уже охватывают свыше 24 млн жителей Ганы - речь идет почти о 90% населения страны. В ближайшее время дроны Zipline появятся в небе Нигерии и Кении, а также, вероятно, придут в Кот-д'Ивуар.
Zipline перешла порог в 275 тыс. коммерческих доставок - в среднем, беспилотник компании совершает доставку каждые 4 минуты. Рост числа доставок в Танзании привел к существенному снижению стоимости вылета - разумеется, речь идет об экстренных и внеплановых перевозках, а не о замене беспилотниками классического дорожного транспорта. Экономия складывается из повышения числа полетов каждого БЛА и оптимизации его грузового отсека - в частности, доставки нескольких посылок в несколько распределительных центров в рамках одного полета. Расчетная нагрузка на аппарат достигает порядка 1,2-1,6 тыс. вылетов в год. Немаловажным фактором остается дистанция - дроны, способные доставлять посылки на расстояние порядка 100 км, в большинстве случаев оказываются наиболее экономичным вариантом.
Африканские “передовики” в освоении дронов - ЮАР, Руанда, Кения, Гана и Танзания. Задерживают дронизацию Алжир, Морокко, Кот-д'Ивуар, Сенегал и Мадагаскар - местные власти сдерживают распространение дронов и стремятся использовать аппараты, в первую очередь, для обеспечения своей безопасности.
По материалам:
--