Закон о автономных автомобилях продолжает буксовать
20.05.2022Регулирование ВТС (высокоавтоматизированных транспортных средств) продолжает буксовать. Похоже, создать ИИ водителя оказалось проще, чем соответствующее законодательство. На этот раз, законопроект Минтранса "О высокоавтоматизированных и полностью автоматизированных транспортных средствах" не поддержал "Президентский совет по кодификации". Об этом сообщают
Проект закона был разработан в Минтрансе еще в июне 2021 года. Год прошел, а консенсус все еще не найден.
Камень преткновения прежний - кого считать виновником ДТП? В проекте закона - это владелец ВТС, тогда как иные считают, что причинителем вреда в случае ДТП следует считать компанию-разработчика технологии, либо "диспетчера". Логика под этим есть. Представим, что вы просто приобрели автомобиль с автопилотом, включили его, он устроил ДТП. Уместно ли предъявлять претензии к вам, если вы всего лишь понадеялись на то, что проданный вам автопилот способен работать по своему назначению — самостоятельно управлять автомобилем? Или виновата компания-разработчик, которая выпустила на рынок продукт, не отвечающий заявленным характеристикам?
Есть, конечно, разногласия и по другим пунктам закона, например, в плане страхования, но это уже вторично по отношению к основной проблеме. Между тем, проект создавали совместно с основными участниками рынка беспилотных автомобилей, то есть с Яндексом и Сберавтотехом. Там считают, что "допиливать" закон можно и после его принятия, в рамках подзаконных актов, которые будут учитывать складывающуюся практику эксплуатации беспилотников.
А пока законодатели не могут создать устраивающий стороны документ, испытания автомобилей в 11 регионах России продолжатся в режиме, когда за рулем робота скучает инженер-водитель. Что же, это означает, что водителям пока что можно не искать себе новую профессию.
▶️ Новости беспилотного наземного транспорта России
--